Мокеевка. Тайны деревни-призрака в Рязанской области. Рязанские деревни превращаются в призраки Рязань д борец заброшенные деревни


Рязань . 1 июня. ГТРК "Ока" . В этих населенных пунктах жизни больше нет, а на месте домов – чистое поле. За восемь лет в Рязанской области появилось более 350 деревень-призраков. Ещё больше тех, где жителей в буквальном смысле можно пересчитать по пальцам одной руки.

В толстом шерстяном платочке и теплом жилете с неизменной палочкой – в 87 лет ноги стали совсем слабыми – Стегунова Катерина Глебовна часами просиживает на покосившемся крылечке и прислушивается: не едет ли кто.

Гостей в Хрипёнках немного – автолавка по воскресеньям, да дети и внуки из города наездами. Когда совсем одолеют комары, бабушка Катя скроется в горнице и будет вспоминать, как была раньше родная деревня большая, 120 домов в кружевных наличниках.

А потом постепенно все стало исчезать. Ее соседка из избы напротив – тоже Катерина, только Архиповна, на три года помладше тезки. Камеры стесняется, но вспоминает, как 40 лет отработала дояркой в местном колхозе «Верный путь», каким зажиточным было село и что от него осталось: жителей в Хрипёнках всего четверо: они – две бабы Кати, и дед Григорий с сыном.

За свою почти вековую жизнь, Григорий Константинович чего только не видел – четыре с половиной года отдал войне, которую закончил на советско-японской границе. Потом работал – сеял, пахал, берёг, как он говорит, колхозных телят и овец. А теперь только и забот, чтобы дров запасти вдоволь и колодец поправить.

В прошлом году по госпрограмме поддержки ветеранов шахту выкопали рядом с домом, да вода не та – сын возит из соседних Михалей. Но если в этой деревне жизнь еще теплится, то соседние Горицы превратились в деревню-призрак. Был один дом, да и тот сгорел в пожарах 2010 года.

Село очень старинное, оно упоминается в письменных источниках еще в 1629-ом году. Еще на памяти жителей Хрипёнок, в Горицах была церковь и свой немалый приход. По историческим меркам, село было живым совсем недавно.

Умирали колхозы, закрывались школы, люди уезжали в города. По данным переписи населения 2010 года, только за последние восемь лет мертвых деревень в Рязанской области стало на 84% больше. Сейчас в регионе 361 населенный пункт, где нет ни одного жителя, и еще 1100 – на грани исчезновения. К ним относятся и Хрипёнки.

Бабушки Кати и дед Григорий отсюда, от родных домов, которые строили сами, и своими руками вырезали узорчатые наличники, конечно, никуда не уедут. Только вот новые жители сюда вряд ли приедут. И в перспективе эти старинные рязанские деревни, соль и колорит русской глубинки останутся лишь историческими названиями на картах, манящими кладоискателей.

Третий и заключительный пост про нашу с Пашей pavleg и Пашей dibazolllll поездку по востоку региона.

1. В Акаево Паше pavleg приглянулся неплохо сохранившийся храм. Он рассказал про церковную ротонду и престолы, которых здесь 3 (холодный главный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и два тёплых - св. Василия и св. мучеников Флора и Лавра).

Однако же, кто такая Е.И. Постельникова, на средства которой в 1809 году и построили эту церковь, думаю не было известно даже Паше. Мне - тем более) Ни о чём не сказала и инфа, что она была тёткой некоего князя В.И. Кущшева:D

Вокруг церкви растёт много земляники. Здесь не видно, но она есть)

2. Можно подняться на колокольню. После революции, как и много где, храм закрыли. Сейчас его освятили заново и "переименовали" из Рождества Богородицы в Троицкую. Не понятно только, для кого всё это сделали. Народу вокруг не очень много: в селе осталось около 5 жилых домов и десяток жителей.

Зато 100 лет назад в приходе церкви было 517 дворов в 10 деревнях (или 3300 человек, среди которых не только русские, но и мордва с татарами)

3. Вот так выглядит бОльший объём постройки. Помещение под куполом закрыто на замок. Проводятся ли там службы, не знаю

4. На колольне висит несколько небольших колоколов. Интересно, остались ли они от старых времён или их повесили уже в 90-е, когда храм переосвятили?

Вообще, колокола в таких местах кажутся чем-то необычным и прекрасным. Мне почему-то представилась церковь в серую туманную погоду. Ночуешь в деревенском доме и просыпаешься от звона. За окнами - силуэт церкви в тумане, моросящий доджь и звон, делающий картину сразу на порядок таинственнее и колоритнее

5. Рядом с храмом в зарослях сохранились деревянные остатки церковно-приходской школы. Общий вид я почему-то не снял, зато внутри сразу же привлёк внимание герб Саранска - лиса со стрелами.
Лиса - символ проницательности и хитрости, стрелы - мужественность и целеустремленность.

6. Заброшенный дом рядом. Видимо плющ отлично себя чувствует и без хозяев. Колоритно)

7. Стучимся, никого. Заходим внутрь. Всё перерыто и бардак

9. Рядом бывшая улица с такими же заброшенными домами.
Да, кстати, название села идёт от имени первого владельца, а не от фамилии бывшего президента Киргизии)

Татарскому мурзе Акаю Айтугановичу Кугушеву эти земли были пожалованы с крестьянами в 1639 году "за крещение православной христианской веры"

10. Самые известные уроженцы села - братья Остроумовы, дети настоятеля храма Андрея Николаевича. Где-то должен был сохраниться их дом (или руины), но мы не нашли.

Философ Михаил Андреевич (1847-1892), инспектор народных училищ и учитель местной школы Алексей Андреевич (1852-1932) и Андрей Андреевич (1856-1924) - селекционер и автор сорта яблок "Акаевская красавица"

Завод по переработке цветных и редкоземельных металлов на окраине Скопина. Перестал работать примерно в 2015 году. В начале пятидесятых на окраине небольшого города Скопина началось возведение нового завода по переработке цветных и редкоземельных металлов. Через несколько лет предприятие стало крупнейшим в своем роде в СССР. Огромная территория, на которой располагаются административные корпуса и цеха. На осень 2019 активно сносят,...

Заводы →

Небольшой завод занимался изготовлением и хранением кормов для скота и птиц. Зарегистрирован в 1992 году, ликвидирован в 2003. Из всего производства работает элеватор, который доступен для просмотра. Внутри цехов оборудование и линии производства целые, разбросана продукция завода, из-за чего на объекте большое количество птиц. Активной охраны на территории замечено не было, есть собаки.

Культура →

Построен в 1782 году на средства надворного советника С. Е. Сульменева (муж Е. И. Чеботаевой). Церковь находится в ветхом состоянии. Возможно подняться на крышу храма, но осторожно. Местами сохранилась напольная плитка. Внутри заметны разрушения. Купол целый.

Культура →

Храм был построен в 1700 году. Находится в аварийном состоянии: обезглавленный, лишенный купола, много лет использовался в качестве водокачки, потрепанный временем. Из-за тяжелого бака водокачки осыпалась стена. Другие стены тоже не внушают доверия, сквозь них растут деревья. Выкрашивается фасадный декор. В 30-х годах храм закрыли, в нем располагался гараж совхоза «Костино». Также были демонтировнны глава храма и ярус звона, с целью...

Культура →

На юге земли Рязанской в 25 верстах от уездного города Ряжска на левом берегу речки Хупты существовало некогда село Никольские Гаи (Николо-Гай). Название свое село получило по храму - первая известная церковь, освященная во имя Николая Чудотворца, была построена здесь в 1678 году. Однако менее, чем через сто лет в 1766 году помещица Анна Борисовна Полуехтова строит новую деревянную церковь. Спустя еще сотню с небольшим лет в 1889 году...

Заводы →

Завод и лес почти слились воедино. Несмотря на то, что место покинуто людьми довольно давно, оно пропитано запахом падали из-за огромной свалки костей на северо-востоке территории, оставшихся в главном здании шкур КРС и мешков мясо-костной муки, испорченных банок с тушенкой в подземной части котельни. Осторожно! Запах в теплое время года привлекает бездомных собак

Военное →

Остатки бывшей военной части, прекратившей свое существование в июне 2009 года. Назначение - артиллерия и ракетные войска. На территории находятся казармы, штаб, гаражи без техники, доска почета с фотографиями, заправочная станция, котельная, карцер. Свободный доступ ко всем строениям. По состоянию на май 2018 года охраны замечено не было.

Культура →

Сведения о селе Внуково Рязанской области начинают появляться со второй половины XVII в., а уже в 1676 г. в селе значится Преображенская церковь, тогда ещё деревянная. Дошедшее до наших дней здание церкви построено было в 1797 г. (метрические книги, которые велись в приходе, сохранились с 1780-х гг.). По имеющимся упоминаниям в современных источниках, построена церковь была на средства местной помещицы П. С. Кондыревой. В XIX в. в приход...

Нет смысла скрывать, что заброшенные деревни и другие населенные пункты являются объектом исследования для многих увлеченных кладоискательством (и не только) людей. Здесь есть где разгуляться и любителям чердачного поиска, и «прозвонить» подвалы заброшенных домов, исследовать колодцы и мн. др. Конечно, вероятность того, что до вас побывали в данном населенном пункте ваши коллеги или местные жители очень высока, но, тем не менее, «выбитых мест» не бывает.


Причины, которые приводят к опустению деревень

Прежде чем начинать перечисление причин хотелось бы более подробно остановиться на терминологии. Существует два понятия - покинутые населенные пункты и исчезнувшие населенные пункты.

Исчезнувшие населенные пункты - географические объекты, на сегодняшний день, полностью прекратившие свое существования вследствие военных действий, техногенных и природных катастроф, времени. На месте таких пунктов сейчас можно наблюдать лес, поле, водоем, все что угодно, но не стоящие заброшенные дома. Данная категория объектов также интересна кладоискателям, но сейчас речь не о них.

Заброшенные деревни как раз и относятся к категории покинутых населенных пунктов, т.е. поселки, деревни, хутора и т.д., покинутые жителями. В отличие от исчезнувших населенных пунктов, покинутые в большей части сохраняют свой архитектурный облик, строения и инфраструктуру, т.е. находятся в состоянии, близком ко времени, когда населенный пункт был покинут. Итак, люди ушли, почему? Спад экономической активности, что мы можем наблюдать сейчас, когда люди из деревень стремятся переехать в город; войны; катастрофы различного характера (Чернобыль и его окрестности); прочие условия, делающие проживание в данном регионе неудобным, невыгодным.

Как искать заброшенные деревни?

Естественно, прежде чем отправляться сломя голову на место поиска необходимо подготовить теоретическую базу, говоря простыми словами, вычислить эти самые предполагаемые места. В этом нам поможет ряд определенных источников и инструментов.

На сегодняшний день, из наиболее доступных и достаточно информативных источников является Интернет :

Второй довольно популярный и доступный источник - это обычные топографические карты. Казалось бы, как они могут быть полезны? Да, очень просто. Во-первых, на достаточно известных картах Гентштаба уже отмечены и урочища, и нежилые деревни. Тут важно понимать одно, что урочище - это не только заброшенный населенный пункт, но и просто любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. И еще, на месте урочища уже давно может не быть никакой деревни, ну да ничего, походите с металлоискателем среди ямок, пособираете металломусор, а там глядишь и повезет. С нежилыми деревнями тоже не все просто. Они могут оказаться не совсем нежилыми, а использоваться, скажем, под дачи или могут быть заселены незаконно. В этом случае не вижу смысла что-либо предпринимать, проблемы с законом никому не нужны, а местное население может быть достаточно агрессивно.

Если сравнивать ту же карту Генштаба и более современный атлас можно заметить некоторые отличия. Например, была деревня в лесу на Генштабе, к ней вела дорога и вдруг дорога на более современной карте пропала, скорее всего, жители оставили деревню и стали заморачиваться с ремонтом дорог и т.п.

Третий источник - местные газеты, местное население, местные музеи. Больше общайтесь с аборигенами, интересные темы для разговора всегда найдутся, а между делом можно спросить и об историческом прошлом данного региона. О чем могут поведать местные жители? Да много о чем, местоположение усадьбы, барского пруда, где есть заброшенные дома или даже заброшенные деревни и т.д.

Местные СМИ тоже достаточно информативный источник. Тем более сейчас даже самые провинциальные газеты стараются/пытаются обзавестись собственным сайтом, где старательно выкладывают отдельные заметки или даже целые архивы. Журналисты много куда ездят по своим делам, берут интервью, в том числе и у старожилов, которые в ходе рассказов любят упоминать различные интересные факты.

Не брезгуйте ходить в провинциальные краеведческие музеи. Мало того, что их экспозиции бывают зачастую интересны, так работник музея или экскурсовод может вам также рассказать много интересного.

В середине XIX века в лесах Шиловского уезда между озером Кужиха и озером Чудино появилась деревня Мокеевка. Ничем особенным она отмечена не была, разве что народ в ней проживал смекалистый и трудолюбивый, поэтому деревня была зажиточной. Жители не думали не гадали, что в веке грядущем станут героями легенд, передаваемых шепотом из уст в уста.

После Октябрьской революции Мокеевка исчезла. Совсем… Вместе с населением, домами, скотом. И ладно бы просто пропала. В те лихие времена и не такое случалось. Странность заключалась в том, что периодически деревню видели. Соберутся жители соседнего Надеждино на рыбалку – есть Мокеевка, отправятся бабы на болото за клюквой – есть Мокеевка. А нагрянул отряд продразверстки – нет деревни. Как корова языком слизнула. На том месте, где она должна быть, непролазная чаща.

Прислали однажды отряд ЧОНа (часть особого назначения, предназначенная для борьбы с врагами советской власти) в сотню сабель разобраться с этой идеологически вредной деревней. Отряд по всем правилам военной науки окружил местоположение противника. Выслали разведку. Ждут полчаса, час – нет дозорных. Командир с десятком бойцов отправился на вылазку. И тоже пропал… В общем, когда подтянулся основной отряд, чоновцы увидели совершенно невероятную картину. Стоит деревня, где ей и положено быть. Во дворах сушится белье, в избах еще теплые самовары. Но нет ни одного живого существа – ни человека, ни скотины, ни курицы, ни собаки. Только разведчики с командиром бродят по дворам в полном расстройстве. Власти предприняли еще несколько попыток прояснить ситуацию. И все с тем же успехом. После чего плюнули и объявили: не было никакой Мокеевки в помине. А все разговоры о деревне-призраке – идеологическая диверсия и подрыв авторитета советской власти со стороны кулаков и подкулачников.

Страна на замке
К таинственной истории с деревней Мокеевкой мы еще обязательно вернемся. Но сначала вспомним о том, что Шиловский край еще 200 лет назад привлекал пристальное внимание ученых как возможное местонахождение полумифической Артании – города-государства древних руссов. Вот цитата из Большого энциклопедического словаря: «Артания, Арсания, Арта, наряду с Куявией и Славией, – один из трех центров Древней Руси, существовавший в 9 веке и упоминаемый арабскими и персидскими географами (аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хаукаль и др.). Одни исследователи отождествляют А. с территорией антов, другие – с Тмутараканью, третьи – с городом Рязанью. По одной из версий отсюда и ее название – Арта – Арзя – Ерузянь – Рязань».

Главная странность в том, что ни один источник не оставил нам описание древнего города, его улиц, строений, домашней утвари. В общем, никаких конкретных данных. Напрашивается вывод: либо чужаков в Артанию (один из переводов – «страна на замке») не допускали, либо все это мифы и легенды, не имеющие фактических подтверждений. По мнению некоторых современных этнографов, Артанию тщательно оберегали от посторонних глаз, причем делали это столь искусно, что мысль о привлечении каких-то эзотерических сил напрашивается сама собой.

В хитросплетении «лабиринта»
Что же хранилось в древней Артании? Существует версия, что именно здесь находились наиболее почитаемые реликвии древнего православного мира: первая освященная икона Николая Чудотворца, легендарный меч Ареса и даже чаша Грааля. Справедливости ради нужно сказать, что далеко не все согласны, что таинственный город находился на рязанской земле. Да и здесь, на Рязанщине, приводятся и другие места возможного нахождения «закрытой страны».

Например, Пителинский район. Вот что рассказывал о своих поисках Артании известный рязанский краевед-любитель Владимир Грибов. Жители одной из деревень неподалеку от истоков реки Пет указали ему на поле, с которым издавна было связано немало загадочных явлений. Поначалу Владимир Васильевич ничего необычного на этом месте не заметил. Поле как поле. Исходил его вдоль и поперек – никаких находок. Уже собрался уходить и вдруг совершенно случайно наткнулся на здоровенный камень на самой окраине этого места. По виду он в точности совпадал со знаменитыми менгирами, неоднократно описанными в исторических документах. Обточен под строгий четырехгранник, верх заострен. Еще с языческих времен такие камни ставили, веря, что в них аккумулируется энергия солнца. И если владеть определенными знаниями, эту энергию можно использовать в том числе для создания непроницаемой защиты от посторонних глаз. Дальше – больше… За камнем находилась целая цепь небольших оврагов, в которых были разбросаны, на первый взгляд хаотично, валуны. Ни одной тропки, ни одной дороги поблизости.

Уже шагов через сто Владимир Грибов почувствовал легкое головокружение, а еще через мгновение понял, что находится в огромном «лабиринте» – камни и овражки были расположены таким образом, что закручивались в спираль! Он решил дойти до ее центра, но не тут-то было – прошел два овражка и обнаружил, что снова стоит в нескольких шагах от менгира. Еще одна попытка – результат тот же. Возможно, где-то здесь и находился навсегда скрытый от посторонних глаз вход в «тайный город»? Существует и еще один факт, подтверждающий версию Владимира Грибова. Старожилы рассказывают историю об атамане Антонове, чьи передовые отряды во время подавления крестьянского мятежа яростно прорывались с Тамбовщины в пителинские края. С боями, сметая кордоны Красной армии, им все же удалось прорваться. Однако красноармейцы все-таки обложили антоновцев в районе пителинских лесов. Самые отчаянные пробились к оврагам и как в воду канули…

Крапива не помогла
Но вернемся в современное Шилово. Сергей Иванович Никанов – один из немногих, кто видел легендарную Мокеевку собственными глазами. «Да не один я ее видел, – рассказывает он. – У нас в Надеждино многие в Мокеевке бывали, и не по одному разу. В начале 30-х, когда была в разгаре коллективизация, власти опять заинтересовались Мокеевкой. Начали таскать на допросы мужиков и баб из окрестных деревень. Мы еще совсем пацанятами были… С дружком три раза видели деревню, когда на рыбалку на озеро Чудино бегали. Правда, в хаты не заходили – боялись. А когда дома рассказали, родители нас так настегали крапивой, что потом десятой дорогой обходили это место». Не помогла родительская крапива. Запала в душу Сергею Никанову таинственная Мокеевка.

Вам и не снилось!
«Лет двадцать о деревне не было ни слуху ни духу, – вспоминает Сергей Иванович. – Уже забывать стали об этой истории. Но вот в середине 60-х туристы вновь на нее наткнулись. Шли на Чудино – была деревня, а на обратном пути, когда хотели в колодце воды набрать, увидели чащу непролазную. Я и сам несколько раз на поиски отправлялся. И видел Мокеевку еще раза три. Только вот если фотоаппарат с собой возьму – попусту по лесу проплутаю. Я уже у себя в Шилове и рассказывать об этом перестал. Смеются надо мной – думают, совсем дед на старости лет заврался. А у меня старые фотографии остались, еще 20-х годов. На них как раз та самая Мокеевка. Тогда этнографам удалось единственный раз заснять деревню и ее жителей. Конечно, этим нужно серьезно заниматься, а у меня возраст уже не тот, да и здоровье не позволяет бегать по лесам и болотам». К сожалению, формат газетной публикации не дает возможности рассказать еще о многих таинственных местах рязанского края. Есть свои аномальные зоны в Шацке, в Старой Рязани, на Жокином городище в Захаровском районе. В ближайшее время мы еще обязательно вернемся к этой захватывающей теме. Ну а скептикам советую вспомнить слова шекспировского Гамлета: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось вашим мудрецам».

Подготовил Михаил Колкер