Смотровая площадка «Воробьевы горы. Воробьевы горы: как добраться на метро? Парк на Воробьевых горах Сколько выходов на воробьевых горах


Года в составе участка Сокольнической линии «Спортивная » - «Университет », после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 55 станций. Для удешевления строительства использовался уникальный проект проложения линии метрополитена по метромосту, вместо предложенного ранее плана тоннеля под Москвой-рекой . Станция располагалась на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста (сооружённого в году), в то время как по его верхнему ярусу осуществлялось автомобильное движение. На момент открытия станция длиной 282 метра и шириной 17,6 метров была самой широкой и протяжённой в Московском метрополитене. Оформление станции было простым, во многом аналогичным открытым в это же время наземным станциям Филевской линии : асфальтированный пол, столбы вместо колонн, простые потолочные светильники вместо люстр, а основным акцентом служило волнообразное перекрытие среднего нефа . Строительство велось с опережением, что привело к ряду ошибок при проектировании. Для экономии металла и уменьшения шума металлические опоры были заменены железобетонными, а для предотвращения застывания бетона при ведении работ в зимние месяцы в смесь был добавлен нитрат натрия (соль), спровоцировавший коррозию металла. Ржавея, арматура увеличивалась в объёме, создавая в плитах внутреннее давление, что разрушало их и нарушало гидроизоляцию. Уже 8 июля 1959 года из-за сильного ливня смешанная с грязью вода протекала в вестибюль и поезда. В июне года с 4-метровой высоты начали обрушаться дюралевые листы карниза . Со временем мост потерял 60 % несущей способности, после начала разрушения бетонных перекрытий 20 (по другим данным 25) октября 1983 года станция была закрыта для пассажиров, с года поезда были направлены по отдельным мостам на собственных опорах, сооружённым по обе стороны от основного, а автомобильное движение по верхнему ярусу было прекращено позднее из-за отсутствия равноценной объездной магистрали .

Реконструкция

Активная фаза работ по реконструкции станции пришлась на - годы - период строительства Третьего транспортного кольца , когда был возведён Бережковский мост , и таким образом, появилась возможность объезда . Таким образом, восстановление заняло 19 лет . Летом года было ограничено движение поездов по мосту. С 6 июля по 5 августа года участок «Спортивная » - «Юго-Западная » был полностью закрыт. За это время были подведены конструкции объездных мостов к основной платформе станции, переложены пути и произведено остекление станции

До недавнего времени Воробьёвы горы у меня ассоциировались лишь с гигантским трамплином и смотровой площадкой. А вот результаты археологических раскопок свидетельствуют о существовании на Воробьёвых горах древнего городища в I тысячелетии до нашей эры. Первое известное упоминание датировано 1453 годом, тогда на вершине склона находилось "поповское село Воробьёво".


На фото: заброшенная эскалаторная галерея на склоне Воробьёвых гор

Позднее в этих живописных местах были выстроены Андреевский монастырь, царская резиденция, усадьбы богатых горожан, знаменитый в своё время ресторан Крынкина, дачи советской номенклатуры, метромост с уникальной станцией над Москвой-рекой, горнолыжный комплекс с канатной дорогой. Во время революционных событий октября 1917 года Воробьёвы горы имели стратегическое значение. Красные отряды выбили с возвышенности белогвардецйев и обстреливали Кремль из тяжёлой артиллерии.
В 1924 году с лёгкой руки наркома просвещения Луначарского (по другой версии - по инициативе дипломата Леонида Красина) Воробьёвы горы стали называть Ленинскими, а официально это название существовало с 1935 по 1999 год.

Добраться сюда проще всего на метро, станция "Ленинские горы" открылась 12 января 1959 года в составе участка Сокольнической линии "Спортивная" - "Университет". Для экономии средств (чтобы не прокладывать глубокий тоннель под руслом Москвы-реки) был разработан необычный проект с расположением станции метрополитена на нижнем ярусе моста над рекой. А по верхнему ярусу моста, построенного в 1958 году, двигались автомобили и пешеходы. Длина метромоста составляет 1179 метров, а полная длина - 2030 метров.


Строительство метромоста. 1957-1958 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/40998


Современный вид с этой точки


На платформе. 1959 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/21333

Увы, то ли спешка при строительстве, то ли предельно экономичный проект вызвали серьёзные проблемы в эксплуатации объекта. Из-за недостаточной гидроизоляции станцию затопило уже в год открытия, а вскоре обрушилась часть карниза. Конструкции моста испытывали серьёзные динамические нагрузки при разгоне и торможении поездов, коррозия съедала арматуру. Конструктивные и технологические ошибки привели к появлению трещин в перекрытиях и в 1983 году метромост закрыли на длительную реконструкцию.

Чтобы не парализовать движение по Сокольнической ветке, строители возвели дополнительные опоры с обходными путями, поезда следовали по ним без остановки на станции. Ремонтные работы затянулись на 19 лет и горожане уже стали сомневаться, что когда-то "Ленинские горы" откроются вновь. 14 декабря 2002 года созданная практически заново станция открылась уже под нынешним названием "Воробьёвы горы". Главная конструктивная особенность этого проекта - грамотное распределение нагрузок, платформа осталась на старых опорах, а движение поездов осуществляется по новым балкам, стоящим на собственных опорах.

2007 год. Ещё не демонтированы временные опоры.

С 2010 года станция является и выставочной площадкой. Здесь экспонировались кубки и другие спортивные трофеи советских атлетов из коллекции Музея спорта.

С апреля 2014 в застеклённых витринах представлены личные вещи пассажиров и сотрудников метрополитена. У каждого экспоната своя история. Вот, например, Кондратий Селиванович Ермаков приобрел в кредит в 1954 году новый заграничный костюм и гордо выхаживал в нем во время дежурства в добровольной народной дружине у станции метро «Сокольники», где и встретил свою будущую жену.

Самое необычное использование метрополитена. Ночью 22 сентября 2013 года на станции "Воробьёвы горы" прошли вполне легальные соревнования скейтбордистов, интерьеры и участники не пострадали.

В 1959 году на склоне Ленинских гор была построена 90-метровая эскалаторная галерея, которая соединила набережную с улицей Косыгина. Сооружение с тремя эскалаторами, хотя обслуживалось сотрудниками столичного метрополитена и поначалу украшалось большой буквой М, было бесплатным как для пассажиров метро, так и для всех прочих горожан, желающих подняться-спуститься по склону.


Нижний вестибюль эскалатора. 1960 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/28787


Лестница эскалатора. 1969 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/39770
На самом деле, людей было не столь много, как на постановочном кадре из фильма "Подсолнухи" (в кадре где-то в толпе народа спускается сама Софи Лорен).

Как и собственно станцию, эскалаторный павильон преследовал злой рок. Сначала эскалаторы пустили позже запланированного срока, а со временем оказалось, что и место выбрано неудачно, оползни угрожают безопасности конструкций галереи. Обслуживание горожан прекратилось вскоре после закрытия на ремонт станции метро "Ленинские горы", здание было признано аварийным, механизмы со временем демонтированы и сейчас здесь остались только бетонные стены и основания.

Отсутствие подъёмника доставляет массу неудобств горожанам, желающим попасть с набережной на улицу Косыгина. Людям приходится наматывать в обход лишние сотни метров, а по кратчайшему пути ко Дворцу пионеров под эстакадой метромоста способны подняться лишь туристы-скалолазы. Хотя в Правительстве Москвы периодически появляются планы восстановления эскалатора (в том числе уже в собянинские времена), руина на Воробьёвых горах продолжает оставаться руиной.

В начале ХХ века в имении С.Грачева располагался "офис" Московского общества горно-лыжного и водного спорта (М.О.Г.-Л. и В.С.). Трёхэтажная дача Грачёва как пример богатой дачной застройки сохранилась на пересечении нынешней улицы Косыгина и проспекта Вернадского, но в ней квартируют не лыжники-физкультурники, а отдел ДПС ГУВД.

В 1901 году на Воробьёвых горах построили резервуар водопроводной станции. При проведении земляных работ был обнаружен дворцовый фундамент, который эксперты отнесли к XVI-XVII векам. Деревянный дворец на каменном фундаменте возвели в годы правления великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. Внушительные хоромы отличались исключительной роскошью, в пруду плескались осетры, в роще гуляли олени.

В 1681 году в Воробьёве началось строительство нового царского дворца и двух церквей. Юный Петр I наведывался сюда, чтобы развлечься артиллерийской пальбой из небольшой крепости, но Воробьёво так и не стало его парадной резиденцией. Дворец не раз перестраивался и в итоге сгорел в пожаре Отечественной войны с Наполеоном.

На холме резервуара. 1907-1917 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/37483

Сейчас это режимный охраняемый объект, вместо нарядных дам и господ здесь могут прогуливаться лишь сотрудники Мосводоканала. С улицы Косыгина виден каменный павильон, парадная лестница заросла травой и в нынешнем виде напоминает заброшенную древнюю пирамиду какого-нибудь индейского племени.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Воробьевы горы – известное место отдыха, обладающее собственной историей и сохранившее природные красоты московских земель. Это один из «семи холмов Москвы», от которых строилась столица. Что посмотреть на Воробьевых горах в Москве? Попав сюда, вы можете выбрать из нескольких предлагаемых ландшафтов: совершить прогулку, побывав на Воробьевской набережной, а может, бродить по экологическим тропам в заповедном лесу или смотреть на Москву с 200 м. высоты смотровой площадки.

Содержание:

История

История этого места начинается со времен железного века – уже тогда древние городища стояли на этих холмах.

Свое название местность получила от слободы Воробьево, принадлежавшей богатым боярам Воробьевым. Древний тысячелетний род Воробьевых пользовался особенным почетом и признанием у правителей. Слобода неоднократно упоминается в летописях, ее любили посещать Иван Грозный, Борис Годунов.

В 15 в. земли перешли Великой княгине Софье Витовтовне – и с тех пор стали местом царского отдыха. Была выстроена резиденция московских князей, царей и императоров. Прекрасный Воробьевский дворец не дошел до наших дней, окончательно уничтоженный пожаром 1812 г. Зато усадьба Дмитриева-Мамонова тех же времен сохранилась, и сегодня нижняя часть ее парка открыта для посетителей.

В советское время была предпринята попытка переименовать горы в «Ленинские», но она не увенчалась успехом – сохранилось изначальное название.

Главной архитектурной достопримечательностью Воробьевых гор может по праву считаться монументальный комплекс из восьми зданий Московского государственного университета (МГУ). В 1949 г. торжественно был заложен первый камень.

Холм Воробьевых гор привлекал и религиозных служителей. Храм Живоначальной Троицы, построенный в 19 в. на месте разобранной обветшалой деревянной церкви 17 в. – действующий по сей день православный храм.

У подножья Воробьевых гор стоит Андреевский монастырь в Пленницах.

Что посмотреть?

Воробьевы горы, будучи природоохранной зоной, большим парком, зеленой территорией, выступают островом спокойствия и умиротворения. Местность тянется вдоль правого берега Москва-реки от реки Сетуни и до Андреевского моста. Местный одноименный парк порадует тремя прудами, затерявшимися в широколиственном лесу. В нем собрана редкая для Москвы флора и фауна. Между старыми липами, дубами, кленами проложены три экологические тропы. Прогуливаясь по ним, слышно птичьи трели – в парке есть специальные места для их кормления птиц.

Летом разнообразить прогулку можно, взяв напрокат ролики или велосипед. Встречаются беседки, рассчитанные на 7-10 человек. Вместо прогулки по набережной можно проплыть на речном трамвайчике.

Зимой склон используют для катания на санках, организовывают отдельные горнолыжные трассы, работает подъемник.

К смотровой площадке помимо пеших троп проведена канатная дорога. Сегодня она находится на реставрации, длина нового фуникулера должна будет составить 737 м. Новая станция канатки на набережной будет также и музеем.

С этой смотровой площадки видом любовались веками ранее Карамзин, Булгаков, Блок и др. Романтичное место для влюбленных, вдохновляющее для творцов. С площадки открывается живописная панорама на Москву, вид с высоты птичьего полета позволяет увидеть как на ладони Москву-реку, крыши домов и купола церквей, памятник новейшей архитектуры – деловой комплекс «Москва-Сити».

С 2014 г. площадка снабжена интерактивной картой Москвы, под площадкой облагорожена зона отдыха.

Как добраться?

Добраться до Воробьевых гор удобно на метро. Через Москву-реку перекинут мост, на нем находится необычно оформленная станция метро «Воробьевы горы» - она проходит по красной ветке метрополитена.

Выйдя из станции, ориентируйтесь по указателю на выход «На Воробьевы горы, улицу Косыгина» и вы окажетесь прямо под мостом в зоне парка. Идти от метро до смотровой площадки по проложенным дорожкам минут 15-20 в зависимости от шага. Однако по пути столько красивых мест, лавочек и беседок, озеро с птицами, что все это захочется осмотреть, и тогда прогулка до смотровой может занять больше времени. Вместе с тем – удовольствия тоже будет больше.

Одна из культовых достопримечательностей Москвы, ставшая обязательной к посещению точкой на картах приезжающих в столицу туристов. Именно отсюда открывается наиболее широкая панорама города, доступная круглогодично, в любое время дня и ночи - и, кстати, абсолютно бесплатно.

Высота смотровой площадки - около 80 метров над уровнем Москвы-реки (200 метров над уровнем моря).

Большая высота обусловлена особенностями рельефа: площадка расположилась в самой высокой точке Воробьёвых гор - крутого обрыва Теплостанской возвышенности, формирующего высокий правый берег Москвы-реки. Благодаря этому Воробьёвы горы ощутимо возвышаются над городом, и посетители смотровой площадки находятся буквально на краю обрыва, с которого открывается роскошный вид на центральную часть Москвы.

Смотровая площадка на Воробьёвых горах, сентябрь 2018

Стоит отметить, что Воробьёвы горы популярны не только у туристов. Следуя давней городской традиции, сюда часто приезжают молодожёны, а по вечерам на площадке собираются московские байкеры и стритрейсеры.

Панорама Москвы

Смотровая площадка Воробьёвых гор по праву считается главной смотровой площадкой Москвы: это единственное общедоступное место, с которого можно действительно проникнуться масштабом города.

Благодаря удачному расположению в центре Москвы, она может похвастаться самой широкой и разнообразной панорамой столицы: ни одна другая смотровая площадка не располагает таким количеством видимых достопримечательностей.

Панорама Москвы с Воробьёвых гор, сентябрь 2018

Отсюда видно практически все знаковые небоскрёбы столицы, 6 из 7 сталинских высоток (включая здание МГУ позади площадки), ряд архитектурных достопримечательностей в центральной части города (и даже Кремль!), а также набережные Москвы-реки. А если присмотреться к строительным кранам на горизонте, то можно даже немного заглянуть в будущее Москвы и предположить, как городской пейзаж изменится в будущем. Панорама города быстро меняется, и через несколько лет она будет заметно отличаться от того, что можно увидеть сегодня (равно как сегодняшняя панорама отличается от той, что была несколько лет назад).

Открывающийся вид при этом весьма динамичен: если присмотреться, можно увидеть, как едут машины по Третьему транспортному кольцу и ярко-красные поезда "Ласточка" по МЦК.

А чтобы любоваться видом Москвы с Воробьёвых гор было ещё интереснее, на площадке установлены бесплатные смотровые бинокли, благодаря которым некоторые здания можно рассмотреть буквально в деталях.

Ровно напротив смотровой площадки - приметное круглое сооружение, Большая спортивная арена "Лужники". Олимпийский стадион, открытый в 1956 году, очень удобно использовать в качестве отправной точки при просмотре видов города.

Слева от "Лужников"

В самой левой точке относительно "Лужников" глаза встречаются с видами современной Москвы и самыми высокими московскими небоскрёбами: , бизнес-центром "Mirax Plaza", а также жилыми комплексами и "Дом на Беговой". Хорошо видны на Краснопресненской набережной и бизнес-центр "Nordstar Tower" на Беговой улице.

Чуть правее - , неожиданно соседствующая с Останкинской телебашней и трубами ТЭЦ-12, ("Белый дом") и . Помимо гостиницы "Украина", левее "Лужников" видно ещё две сталинские высотки: и . Вид на высотку МИД впечатляет: отсюда она выглядит словно гигантская скала, возвышающаяся над городом. Между сталинскими высотками выстроились в ряд дома-книги на , а перед ними - Новодевичий монастырь и различная жилая застройка.

Если присмотреться чуть внимательнее, можно заметить также - 165-метровый небоскрёб, силуэт которого туристы иногда путают со сталинскими высотками.

Хорошо видно Воробьёвскую и Лужнецкую набережные Москвы-реки, а также Бережковский мост, соединяющий Новодевичью набережную с Бережковской, и Лужнецкий железнодорожный мост.

Центр - "Лужники"

Олимпийский спорткомплекс "Лужники" - несомненный доминант местных видов: расположенную ровно напротив смотровой площадки Большую спортивную арену невозможно с чем-нибудь спутать или не увидеть.

Позади купола арены виден целый ряд знаковых московских достопримечательностей и просто приметных местечек: Храм Василия Блаженного и колокольни соборов Кремля, корпуса МГМУ имени Сеченова, сталинскую высотку на Красных Воротах и гигантский ("В ознаменование 300-летия российского флота") работы Зураба Церетели. Особенно глаз цепляется за памятник Петру I - это самый высокий памятник в России и один из самых высоких в мире, его высота составляет 98 метров.

Ещё одной любопытной деталью стала канатная дорога, протянувшаяся между Воробьёвыми горами и Лужниками над Москвой-рекой: со смотровой площадки видны её станции и движущиеся над водой кабинки.

Справа от "Лужников"

В правой части панорамы можно увидеть ещё одну сталинскую высотку - . Неподалёку от высотки - здание гостиницы "Swissotel Красные Холмы", приметное благодаря конструкции своей верхней части: на крыше словно припаркована летающая тарелка. Особняком стоит Шуховская радиобашня (Шаболовская башня): уникальное гиперболоидное сооружение выглядывает из-за зелёного массива. Возведённая в 1920-1922 годах конструкция - признанный шедевр инженерной мысли, ничуть не уступающий Эйфелевой башне в Париже.

Правее прочих приметных объектов стоит 22-этажное здание Президиума Российской Академии Наук, открытое в начале 1990-х годов. Здание РАН пришлось москвичам по нраву: за необычные архитектурные формы на крыше его окрестили "золотыми мозгами" и тут же навыдумывали множество фантастических историй об их назначении - мол, это антенны для общения с внеземным разумом. "Золотые мозги" стали одной из городских загадок - возможно, именно за это здание москвичам и полюбилось.

Перед зданием Президиума РАН можно увидеть уникальное сооружение - 2-уровневый Лужнецкий метромост, перекинутый над Москвой-рекой между Лужнецкой и Воробьёвской/Андреевской набережными. На нижнем ярусе расположена станция метро "Воробьёвы горы" (до 1999 года - "Ленинские горы") - первая в мире станция метро, расположенная над рекой: её открыли в 1959 году. Верхний ярус моста отдан автомобилям - по нему проходит оживлённая трасса. Кроме того, по обеим сторонам моста есть открытые пешеходные переходы, по которым можно пересечь Москву-реку, не заходя на станцию.

История смотровой площадки

Смотровая площадка обустроена одновременно со строительством комплекса Московского государственного университета в 1949-1953 годах.

Место для неё продиктовал сам рельеф: Воробьёвы горы - высокий правый берег Москвы-реки, крутой обрыв Теплостанской возвышенности, подмытый течением. Строительство над обрывом было небезопасно из-за опасности оползня: изначально главное здание МГУ хотели построить ближе к реке, но это оказалось невозможно. Высотку построили вдали от обрыва, а на его краю обустроили смотровую площадку. С момента обустройства смотровая площадка мало изменилась: в наши дни на ней установили смотровые бинокли, а в мощение встроили подсвеченную схему Москвы с Москвой-рекой, в остальном же она осталась прежней.

У различных организаций неоднократно возникали планы по строительству или установке памятников на смотровой площадке Воробьёвых гор (в частности, городские власти рассматривали возможность установить здесь ), но ни один из них, к счастью, не сбылся.

Согласно городским легендам, в прошлом Воробьёвы горы не раз становились обзорной площадкой для завоевателей: говорят, отсюда во время своих походов смотрели на Москву крымский хан Казы Гирей II (Газы II Герай) и литовский гетман Ходкевич.

Как добраться

Добраться до смотровой площадки на Воробьёвых горах можно пешком от станции метро "Воробьёвы горы" Сокольнической линии, она находится на улице Косыгина в районе Университетской площади.

Однако, путь от метро не столь очевиден: чтобы пройти от станции до площадки, нужны выйти из вестибюля в сторону улицы Косыгина, затем пройти под мостом до конца аллеи под ним и свернуть направо - там по склону Воробьёвых гор поднимается обустроенная тропа со ступенями и бревенчатым парапетом. Тропа восходит на улицу Косыгина, где есть указатели в сторону площадки (один из них расположен как раз в конце тропы).

Тропа до смотровой площадки Воробьёвых гор

Смотровая площадка на Воробьёвых горах доступна круглосуточно и бесплатно.

Воробьевы горы (бывшие Ленинские горы) – это зеленый массив на берегу реки, великолепный парк с аллеями, где можно гулять, кататься на роликах. Это - отличная смотровая площадка перед зданием МГУ с лучшим в городе панорамным видом на Москву, пешеходная набережная, речная станция, множество спортивных объектов, рестораны и точки торговли сувенирами.

Выходим из метро ст. м. Воробьевы горы.

Если Вы приезжаете на машине, то сложности с парковкой в местах, где она не должна быть сложна Вас удивят - везде присутствуют многочисленные знаки, запрещающие парковку в районе смотровой площадки Воробьевых гор. Вам придется или нарушать правила, рискуя, что Вашу машину увезет эвакуатор, либо остановиться достаточно далеко от смотровой площадки - центра маршрута. Кроме, того, Вы в любом случае поставите машину только там, где повезет, поэтому мы будем в любом случае ориентироваться для начала нашего маршрута от метро.

Итак, выходим из метро. Выход из метро - один из самых оригинальных в городе. Платформа метро находится прямо внутри моста через Москву-реку. Это - одновременно и метромост, и пешеходный мост, и автомобильный мост, соединяющий идущий от центра Комсомольский проспект с его продолжением - проспектом Вернадского .

Выход из метро расположен прямо в корпусе моста, покрытом стеклом. Поэтому уже из метро - отличный вид на обе стороны моста (кстати, из проезжающих поездов метро - также). С одной стороны мы видим - непосредственно Воробьевы горы, МГУ и Лужники , с другой стороны - здание Академии Наук, Андреевский монастырь и окончание Воробьевых гор (и парка, и набережной).

Выходим с моста на Воробьевскую набережную. При движении из центра это направление первого вагона (начало поезда). При взгляде на стадион Лужники - это налево.

Набережная, идущая вдоль Москвы-реки и парк, распложенный выше набережной по обе стороны моста, - отличное место для романтических прогулок, для загорания летом, для катания на роликах.

На склоне холма в зеленом массиве располагается памятник Герцену и Огареву .

Внизу возле набережной есть ролледром для специализированного катания на роликах.


Высокий трамплин с подъемником напоминает о том, что Воробьевы горы - спортивный объект особенно зимой. Трамплин еще и опознавательный знак. По нему можно ориентироваться на место расположение смотровой площадки. Площадка находится недалеко от верхней точки трамплина. На самом деле - это основная площадка, но в парке есть и другие площадки, откуда - также открываются неплохие виды.

Однако основную площадку Вы не спутаете не с чем. Здесь в любое время года - большое количеств народа. С фото и кино камерами, с мольбертами. Много туристов, много свадеб. Целые ряды торговцев сувенирами.

Поднимаемся на площадку, пересекая линию трамплина. Кстати, на подъемнике можно подняться и спуститься с горы, заплатив в кассе за билет. Проплывая над парком, можно с кресла подъемника фотографировать виды и окрестности не хуже чем со смотровой площадки.

На пути от верхней точки подъемника к смотровой площадке - ресторан, с отрытой летом террасой с видом на Москву.

Неподалеку можно подкрепиться и в более бюджетном варианте - точки быстрого питания расположены тут же поблизости смотровой площадки.


На главной смотровой площадке Воробьевых гор оглядываем панораму. Великолепно!

Прямо перед нами Москва - река и огромная чаша стадиона Лужники, за ним немного правее - Новодевичий монастырь.

Справа видим мост, где мы вышли из метро. Сразу за ним на берегу, еще правее - Андреевский монастырь. А за ним высокое здание Академии наук с солнечными батареями на крыше, немного левее его - Шуховская башня.


Если повернуться и обратить внимание на объекты, расположенные крайне слева, то видим небоскребы Москва-сити, достаточно далеко виднеющуюся псевдо сталинскую высотку Триумф-паласа на Соколе, Башню-200 на Кутузовском проспекте и высотные здания в районе см. м. Беговая.

Правее видим сталинскую высотку гостиницы Украина, между невзрачных заводских труб разглядываем очень далеко находящуюся Останкинскую телебашню. Видим еще две высотки - здание на Кудринской площади , а еще правее - здание МИД .

Между ними можно рассмотреть Белый дом (Дом Правительства РФ), здание гостиницы Пекин , дома-книжки на Новом Арбате и другие объекты.

Теперь обратим внимание на центральную часть панорамы, расположенную за стадионом и Новодевичьим монастырем .


Невозможно не заметить Храм Христа Спасителя . Правее от него с большинства точек площадки (но не со всех!) можно рассмотреть сердце Москвы и России - московский Кремль . Видны белые кремлевские соборы и темно красные крепостные башни. Колокольню Ивана Великого спутать ни с чем нельзя. Глядя на маленькую колокольню на фоне огромных высоток и небоскребов, гораздо дальше расположенных, стоит вспомнить, что кремлевская колокольня долгое время была самым высоким зданием в Москве.


Немного левее кремля темный силуэт Петра Первого с корабельной мачтой - памятник 300-летию российского флота .

Левее Кремля - мощное здание МИД - сталинская высотка. Можно поискать и остальные сталинские высотки. Третье здание легко найти, правее Кремля на берегу Москвы-реки, которую возле здания, конечно, не видно - высотное здание на Котельнической набережной .

А вот две другие наиболее удаленные высотки - гостиница Ленинградская и здание у Красных ворот - видны не очень хорошо и не со всех точек. Их можно разглядеть по центру панорамы за линией Кремля.

Несмотря на то, что сталинские громады гораздо больше древних колоколен, они тоже сильно уступают современным небоскребам. И современная высотка сделана под стиль сталинских, расположенная гораздо дальше (на Соколе - Север Москвы), просматривается существенно лучше. Однако это здание все же не входит в шестерку знаменитых высоток.


Шестое здание лучше всех видно со смотровой площадки. Однако его нет в обзорной панораме, и для того, чтобы посмотреть на него - нужно просто оглянуться. И Вы увидите великолепное знание МГУ во всей красе. Мы подойдем к нему.


Еще одно современное здание - башня с тарелкой на крыше, здание гостиницы Свисотель Красные холмы на Павелецкой также привлекает внимание.

Мощный штык - центральный монумент Парка Победы на Поклонной горе в крайне левой точке обзора виден далеко не с каждой точки и может быть заслонен деревьями. Даже в таком ракурсе, где панорама уходит далеко влево его не видно.

На панораме можно разглядеть еще много интересных зданий, но это уже предмет более детального изучения.


Пройдем к церкви, расположенной рядом со смотровой площадкой Воробьевых гор. Церковь святой Троицы. Считается, что именно здесь молился Кутузов перед тем, как принять решение оставить Москву. А сейчас перед ней - место сбора байкеров и регулярная бесплатная выставка самых дорогих и разнообразных мотоциклов.

Немного вниз по склону от церкви - памятный камень, говорящий о заслугах мэрии Москвы.


Еще оглянемся на склон Воробьевых гор. Здесь изначально хотел строить Храм Христа Спасителя царь Александр после победы над Наполеоном и торжественного въезда в Париж на белом коне. Однако склон холма опасен, т.к. сползает вниз в реку и большое строительство здесь нежелательно. Даже всемогущему Сталину пришлось изменить планы по строительству громады МГУ и отодвинуть ее от склона. А ведь изначально ее тоже хотели построить именно здесь.

Ведь более величественного холма в Москве просто нет.

Именно отсюда стартовали в прощальный полет Мастер и Маргарита в романе Булгакова, на склоне Воробьевых гор Мастер прощался с Москвой.