«Я знаю, что уже не вернусь»: памяти жертв авиакатастрофы над Синаем. Катастрофа самолета A321 компании «Когалымавиа» стала крупнейшей в истории российской авиации Самолет 31 10 трагедия


Ровно год назад, 31 октября 2015 года, произошла самая массовая в России по числу жертв авиакатастрофа. Тогда на севере Синайского полуострова самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров, в том числе 24 ребенка, и семь членов экипажа. Все они погибли. Российские власти признали произошедшее терактом, однако международное расследование еще не завершено.

31 октября самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер вылетел в 5:50 утра и через 23 минуты пропал с радаров. В тот же день поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки разрушенного самолета около города Нехель на севере Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека погибли, среди них 219 россиян, четверо граждан Украины и один уроженец Белоруссии.

Причины крушения А321

Международнодное расследование, которым руководят авиационные власти Египта, еще не окончено. В нем принимают участие представители России, Франции, Германии, Ирландии и США.

Первыми о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы стали сообщать западные СМИ со ссылкой на свои источники в спецслужбах и официальных лиц. Из этих публикаций следовало, что власти США и Великобритании считали версию о теракте наиболее вероятной. Однако в Москве долгое время публично дистанцировалась от нее, называя версию теракта преждевременной и призывая дождаться официальных результатов следствия. И лишь 6 ноября было принято решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 и эвакуировать находящихся там россиян.

Официально терактом ФСБ произошедшее над Синаем только спустя две с половиной недели после катастрофы, 17 ноября. По версии ведомства, в полете сработало самодельное взрывное устройство. Владимир Путин на заседании Совета Безопасности найти организаторов крушения «в любой точке планеты» и уничтожить их.

Впрочем, власти Египта даже после этих заявлений продолжали настаивать на том, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неполадка. И лишь в феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси признал, что на борту А321 произошел теракт.

В сентябре газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила , что международная техническая комиссия установила точное место взрыва в самолете. По данным издания, эксперты определили, что террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав взрывное устройство между детских колясок и плетеной мебелью, которую везли туристы.

Россия и ЦРУ считают, что взрыв на борту организовала «Вилаят Синай» (до 2014 года — «Ансар Бейт аль-Макдис»), ячейка запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Эта группировка взяла на себя ответственность за крушение А321: 18 ноября 2015 года пропагандистский журнал «Исламского государства» «Дабик» опубликовал фотографию самодельного взрывного устройства, изготовленного из банки газировки Schweppes. Как утверждалось в статье, именно это устройство было приведено в действие на борту A321. В августе 2016 года египетские военные об убийстве лидера «Вилаят Синай» Абу Дуаа аль-Ансари, подозреваемого в организации теракта.

Скандальное дело

Родственники погибших в катастрофе неоднократно жаловались на ход расследования и процесс выплаты компенсаций. В декабре адвокат Игорь Трунов от имени 35 родственников в Басманный суд жалобу на бездействие главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. По мнению юриста, она выразилась в том,что СК проигнорировал два обращения родственников. В одном из них они просили сообщить номер уголовного дела, признать их потерпевшими и ознакомить с материалами расследования. Другая жалоба касалась «Ингосстраха». В обращении утверждалось, что компания обманным путем получает с родственников погибших заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации. В самом «Ингосстрахе» эти обвинения категорически отвергли. А иск к Бастрыкину был отклонен.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным , это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов.

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».

В свой последний полет рейс 9268 отправился в 03:50:06 UTC (05:50:06 по местному времени и 06:50:06 мск). В 04:13:00 лайнер резко снизил высоту, а затем исчез с радаров.

Незадолго до аварии командир воздушного судна запросил у наземных служб разрешение на экстренную посадку в Каире в связи с техническими неполадками. Однако спасти воздушное судно уже было невозможно. Обломки лайнера были обнаружены неподалеку от города Эль-Ариш — они оказались разбросаны на протяжении 13 км на территории в форме эллипса, площадь которого достигала 30 кв. км.

На борту рухнувшего Airbus 321 находились 224 человека, из них семеро — члены экипажа. Поначалу египетские спасатели, прибывшие на место, сообщали, что слышали стоны людей под обломками, и заявляли, что надеются найти кого-то, кто смог выжить, однако вскоре стало известно, что не выжил никто. Большая часть пассажиров самолета были туристами, которые возвращались в Россию после отдыха в Египте. Подавляющее большинство из тех, кто был на борту лайнера, — россияне, однако были трое граждан Украины и один белорусский гражданин.

Среди погибших оказались заместитель главы Пскова , который возвращался из отпуска со своей гражданской женой, а также участница телешоу «Топ-модель по-русски» Елена Домашняя из Петербурга. Погибли 24 ребенка.

Самому маленькому пассажиру было всего десять месяцев, ее фотография, опубликованная многими мировыми изданиями, стала символом трагедии над Синаем.

Причины

В первые дни после катастрофы информация о возможных причинах крушения поступала противоречивая. Так, египетские власти заявили, что экипаж Airbus 321 жаловался на неполадки в двигателе. Они также выдвинули версию о технической неисправности в качестве одной из основных. В предварительном докладе, выпущенном Египтом в конце прошлого года, не было ни одного слова о теракте на борту судна.

Однако все свидетельства указывали на обратное.

Через несколько часов после аварии ответственность за взрыв взяли на себя боевики запрещенного в России «Исламского государства».

Организатором взрыва называли Абу Усаму аль-Масри, главаря группировки «Вилаят Синай», считающейся . Позже через дружественные им СМИ террористы продемонстрировали фотографии взрывного устройства — им оказалась самодельная бомба, выполненная из обыкновенной алюминиевой банки. Боевики ИГ также утверждали, что пронести устройство на борт самолета они смогли после того, как нашли некую лазейку в системе безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха.

Вечером 16 ноября Владимир Путин на совещании по итогам расследования причин авиакатастрофы заявил, что Россия найдет и покарает организаторов теракта.

«Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников, — подчеркнул президент. — Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем».

Кроме того, Путин приказал усилить удары авиации по объектам «Исламского государства» в Сирии. После этого приказа была усилена авиационная группа ВВС России в Сирии, а к бомбардировкам также были подключены самолеты дальней авиации. «Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», — добавил президент.

«Сад памяти»

Накануне, 30 октября, на Румболовской горе в Ленинградской области был установлен закладной камень на месте будущего памятника жертвам трагедии «Сад памяти». «Мы планируем посадить здесь 224 дерева, по числу погибших в результате теракта над Синаем. И этот сад, «Сад памяти», будет каждый год расцветать, будет жить. А в наших сердцах будет жить память о родных, близких, друзьях и земляках, летевших рейсом 9268», — заявил губернатор региона .

Проект «Сад памяти», разработанный студентами Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, представляет собой коридор из плит и металлоконструкций с именами всех погибших в авиакатастрофе с элементами ландшафтного дизайна. Благодаря системе освещения памятник будет виден в темное время суток проезжающим по Дороге жизни (сегодня это официальное название шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье). Торжественное открытие «Сада памяти» произойдет через год, в канун второй годовщины египетской трагедии.

Накануне родственники погибших буквально засыпали цветами заложенный в Петербурге памятник.

Ждать первых итогов следствия по трагедии над Синаем им осталось недолго: предварительные итоги расследования, по данным источника египетской газеты «Аль-Ватан» в министерстве гражданской авиации АРЕ, будут опубликованы в течение ближайших 60 дней.

Гибель самолета А-321, выполнявшего рейс 9268 из египетского Шарм-эль-Шейха в Пулково с 217 пассажирами и семью членами экипажа на борту, стала крупнейшей авиационной катастрофой в истории России и СССР. В Советском Союзе самое тяжелое авиапроисшествие произошло в районе Учкудука 10 июля 1985 года. Тогда в результате падения Ту-154, летевшего из Карши в Ленинград, погибли 191 пассажир и девять членов экипажа.



Гибель рейса 9268 компании «Когалымавиа» («Метроджет») с самого начала сопровождалась не только непроверенной информацией, но и откровенными вбросами. В первые часы после трагедии арабские информагентства сообщили, ссылаясь на неких спасателей, действующих на месте крушения, что А-321 развалился при падении на две большие части и из хвостовой даже слышны стоны и просьбы о помощи. Чуть позже некие представители «Исламского государства» взяли на себя ответственность за террористический акт на борту российского самолета. Это заявление было тут же подхвачено зарубежными и некоторыми из отечественных средств массовой информации.

В роковой день «Аэробус А-321» вылетел из египетского аэропорта в 6 часов 51 минуту по московскому времени (3.51 по Гринвичу), но уже в 7.14 (4.14) он не вышел на связь с аэропортом Ларнаки, а несколькими секундами ранее рейс пропал с экранов радаров.

В результате начавшихся поисково-спасательных работ установлено, что обломки самолета, разбросанные на площади от 16 до 20 квадратных километров, имеют характерные признаки того, что «Аэробус» разрушился еще в воздухе. Напомним, что обломки малайзийского «Боинга-777», следовавшего рейсом МН-17 и погибшего над юго-востоком Украины, разнесло по площади более 50 квадратных километров. Уже 1 ноября Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет подтвердили, что разрушение А-321 произошло еще в воздухе.

На этот момент, несмотря на то, что бортовые самописцы, они же «черные ящики», не только найдены спасателями, но и уже расшифровываются, данные о параметрах полета А-321 «Когалымавиа» доступны только из интернет-сервиса FlightRadar24.

В 7.12 (4.12) самолет находился на высоте 10 200 метров (33 500 футов), продолжая набор высоты, для того чтобы стать на эшелон до аэропорта «Пулково». Скорость полета составляла примерно 750 километров в час (чуть более 400 узлов), а вертикальная скорость была неизменна. Но ровно в 7.13 (4.13) скорость полета упала до 170 километров в час (чуть более 20 узлов) и, по расчетам ресурса aviation-safety.net (схема получена в результате обработки данных FR24), вертикальная скорость стала равняться 6000 футов в минуту или 30,48 метра в секунду (отрицательный показатель означает, что самолет снижается). Это уже было не снижение и не пикирование, а фактически падение. В этот момент А-321, потеряв 5000 футов, находился на высоте около 8600 метров (28 375 футов).

А дальше начинается странное. За считаные секунды (с 07.13.00 до 07.13.22) вертикальная скорость лайнера поднялась до показателя 4000 футов в минуту (20,3 м/с), тут уже снова упала до 6000, но потом резко выросла до 4000 футов в минуту. Самолет пошел вверх. Но не успев набрать потерянные сотни метров, лайнер опять начал падать с вертикальной скоростью уже 6500 футов в минуту (33 м/с). И снова падение сменилось резким набором высоты. С 07.13.15 до 07.13.19 вертикальная скорость выросла до 9000 футов в минуту (45 м/с). «Аэробус» перешел в резкий набор высоты, который в 07.13.22 опять закончился падением, в ходе которого, вероятнее всего, самолет и начал рассыпаться.

Если подвести промежуточный итог, то фактически 22 секунды самолет пытался остановить падение и перейти в набор высоты, при этом каждый раз срываясь. Но потом его вертикальная скорость выросла до таких показателей, что машина вышла на максимальные углы атаки и соответственно запредельные перегрузки. Дальше - падение и разрушение А-321.

Отметим, что приведенные показатели вертикальной скорости получены из обработки данных сервиса FlightRadar24 и в реальности могли быть меньшими.

В СМИ муссировалось сообщение о том, что экипаж самолета якобы обратился к авиадиспетчерам за помощью. По некоторым данным, сообщил о некой неисправности, по другим - запросил разрешение на посадку. Но и египетские, и российские власти отрицают, что такой разговор имел место.

В первые часы после трагедии появились свидетельства того, что у погибшего А-321 были проблемы с двигателями, о чем пилоты неоднократно сообщали своему руководству. Правда, уже вечером 31 октября представители перевозчика заявили, что никаких обращений не было, авиалайнер своевременно проходил все регламентные работы.

Обозревателю «Военно-промышленного курьера» удалось пообщаться с сотрудниками и персоналом компаний, эксплуатирующих аналогичные пассажирские лайнеры, а также представителями российских государственных органов, отвечающих за контроль в авиационной сфере.

Большинство собеседников однозначно заявили, что делать выводы хотя бы до того момента, как будут озвучены расшифровки бортовых самописцев, они не станут, но согласились дать разъяснения по уже имеющимся фактам.

Но механический отказ рулей или стабилизатора мог привести только к падению самолета. Набор


Судя по данным aviation-safety.net, хотя и имело место резкое снижение скорости, вряд ли можно вести речь о проблемах или отказе одного из двигателей IAE V2500. В этом случае самолет не мог бы перед падением несколько раз переходить в набор высоты. По мнению одного из представителей авиакомпании - эксплуатанта А-321, это как минимум свидетельствует о том, что не только силовые установки сохраняли тягу, но и работала двигательная автоматика.

Можно говорить о том, что на протяжении 22 секунд автопилот лайнера пытался парировать то, что, по словам одного из собеседников, «парировать было практически невозможно». Но потом вместо того, чтобы стабилизировать лайнер, автоматика, не справившись, перевела самолет в резкий набор высоты, приведший к запредельным перегрузкам, выходу на критические углы атаки, сваливанию (возможно, и штопору) и разрушению конструкции.

Причинами возникновения воздействия, приведшего к гибели «Аэробуса», могут быть как механические проблемы с рулями высоты или стабилизатором, так и отказ самой автоматики, она же ЭДСУ (электронно-дистанционная система управления). Не исключено, что пилоты, столкнувшись с неисправностью в системе управления, попытались самостоятельно удержать самолет, парировав воздействие.

высоты в этом случае нереален. А хотя бы частичный отказ системы управления вызывает возникновение так называемых автоколебаний, на которые очень похожи приведенные выше данные по вертикальной скорости.

Правда, почти все опрошенные вариант с отказом ЭДСУ все же поставили под сомнение, указав на то, что за время эксплуатации А-321 такого не было, а сама система управления «Аэробуса» очень надежна и ее важнейшие элементы дублированы.

Достаточно скептически представители отрасли отнеслись и к возможному поражению самолета из зенитно-ракетных комплексов, а также подрыву размещенного на борту террористами устройства. Попадание ракеты, как показал пример малайзийского «Боинга-777», привело бы к мгновенному разрушению конструкции и падению остатков самолета на достаточно большой площади, то же самое можно сказать и о применении СВУ.

Трагедия рейса 9268 еще ждет своего расследования. Пока не опубликованы данные бортовых самописцев, идет сбор обломков. Выкладка остатков А-321 впереди, но уже сейчас не только эксперты различной степени осведомленности, но даже различные официальные лица обращают внимание, что разбившийся лайнер пережил четырех хозяев да и машине уже 18 лет - таким не место в парках российских перевозчиков, надо поднимать отечественный авиапром.

А-321 - самый большой самолет семейства А-320, считающегося рекордсменом по количеству выпущенных и эксплуатируемых машин. «Триста двадцать первый» способен перевезти от 170 до 220 пассажиров на расстояние до 5600 километров. В то же время «Суперджет» берет от 98 до 108 пассажиров при дальности чуть выше трех тысяч километров (или 4500 в версии Long Range). Теоретически близкие показатели к введенным в эксплуатацию в 1994 году «триста двадцать первым» должны быть у новейшего российского МС-21, первый полет которого еще не состоялся. Ту-204/214, также способные перевозить свыше 200 пассажиров на дальность от шести до семи тысяч километров (в зависимости от модели), эксплуатируются лишь несколькими авиакомпаниями (самый большой парк у СЛО «Россия» и «Ред Вингс» - 12 и 8 машин соответственно).

Увы, уже сейчас ясно одно: трагедия рейса 9268 еще долго будет использоваться для всяких громких заявлений, а подъем отечественного авиапрома требует кропотливой, тяжелой работы.


31 октября 2015 года вследствие теракта в Египте потерпел крушение российский лайнер А321.

Ровно год назад, 31 октября 2015-го, над Синайским полуостровом . Катастрофа, ставшая крупнейшей в истории советской и российской авиации, унесла жизни 224 человек.

Большинство из них - жители Петербурга и Ленинградской области. Спустя год после трагедии не все родные погибших смогли похоронить своих близких. До сих пор петербуржцы ждут официальных и окончательных результатов расследования катастрофы от египетской стороны. И в буквальном смысле учатся жить заново.

30 октября Airbus 321-231 авиакомпании "Когалымавиа" благополучно выполнил два рейса по маршруту Шарм-эль-Шейх - Самара - Шарм-эль-Шейх.

Сдающий экипаж КВС Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшкоьне не высказывают по лайнеру никаких замечаний.

Уже ранним утром 31 октября самолёту предстоит ещё два рядовых рейса: Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург - Шарм-эль-Шейх. Борт принимает уже следующий экипаж: опытный 48-летний Валерий Немов, налетавший свыше 12 000 часов, и 45-летний второй пилот Сергей Трухачёв, в прошлом военный пилот, прошедший чеченскую кампанию.

На борту их будут ждать 217 пассажиров, большинство из них - петербуржцы, многие возвращаются домой целыми семьями с долгожданного отдыха в Египте.

В 03:50:06 по местному времени (06:50 мск) рейс 7К-9268 вылетает из Шарм-эль-Шейха, после чего, следуя по воздушному коридору вдоль побережья залива Акаба, начинает набор высоты.

В Петербург самолёт, минуя Синайский полуостров, должен будет прибыть в 12:10 по местному времени, в обычный субботний октябрьский полдень в числе других десятков внутренних и международных рейсов, значащихся на табло Пулково. Но ни тогда, ни после нескольких задержек, высветившихся на табло, долгожданный рейс 9268 так и не вернулся на родину.

Спустя несколько дней после катастрофы в небе над Египтом Flightradar обнародует данные по последнему полёту борта А321 над Синаем. Согласно сводке, опубликованной на сайте, самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту, двигаясь параллельно побережью.

Через считаные минуты после того как лайнер свернул вглубь полуострова, его высота начинает резко падать на 6000 футов. Связь с самолётом теряется.

Первые сообщения в СМИ о том, что самолёт Airbus авиакомпании "Когалымавиа" пропал с радаров, начинают появляться лишь в 10:18 по Москве.

В коротких новостных заметках существенно разнятся данные: по содержащейся в них информации, на борту находилось от 207 до 224 человек.

В некоторых сообщениях говорится, что самолёт пропал в районе Ларнаки на Кипре.

"Рейс 9268 Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург, выполнявшийся на Airbus 321 "Когалымавиа", вылетел в 6:21 мск и пропал с экранов радаров через 23 минуты, на борту находилось 217 пассажиров и семеро членов экипажа", - сообщают в Росавиации.

Счёт идёт на мгновения - спустя две минуты появляются новости от арабских СМИ, сообщивших, что российский самолёт упал в центральной части Синайского полуострова.

Но данные пока скудны и не подкреплены официальными подтверждениями. Надежда сохраняется. В 10:42 Reuters и Sky News публикуют первые сообщения, опровергающие крушение самолёта. Источники изданий утверждают, что экипаж пропавшего самолёта вышел на связь в Турции. Не подтверждает падение и Flightradar, уточняя, что лайнер резко снизил высоту, перед тем как пропал с радаров.

В Росавиации сообщают, что пытаются связаться с пропавшим с радаров рейсом. В 11:44 на онлайн-табло Пулково ещё значится информация, что прилёт борта из Шарм-эль-Шейха задерживается (с 12:10 до 12:20).

В Пулково, где к тому времени информация о прилёте пропадает с табло, начинает оперативную работу штаб по чрезвычайным ситуациям, МЧС РФ готовит два борта для отправки в Египет. Позже ведомство принимает решение отправить в Египет пять спецбортов.

Поисковые отряды обнаружили место катастрофы среди гор Синайского полуострова. Обломки лайнера оказались разбросаны на протяжении 13 километров.

Операция по поиску проходила в непростых условиях: Северный Синай является закрытой зоной, уже год армия Египта проводит там масштабную операцию против боевиков экстремистской группировки, связанной с ИГИЛ. Именно египетские военные, патрулировавшие территорию, первыми обнаружили обломки лайнера.

Самолёт упал в горном массиве Эн-Нахаль, пустынном, безводном и безлюдном месте. По уточнённой и подтверждённой официально информации, на борту самолёта находилось 224 человека, в том числе семеро членов экипажа.

По данным Росавиации, среди пассажиров лайнера было 192 взрослых и 25 детей. Все они погибли.

"Дорогая Амалия, 28 лет назад Вы подарили миру замечательного мальчика. Каждая мама мечтает о таком сыне и девушка мечтает о таком надёжном и любящем мужчине рядом. Год назад опубликовали фотографии всех погибших, я сразу запомнила лицо Армена, оно притягивает взгляд своей доброй и чистой улыбкой, это лицо целеустрёмленного и очень порядочного молодого человека. Я его не знала, но мне безумно жаль Армена. Такие мальчишки обязаны были жить и подарить миру прекрасных детей. Но, к сожалению, другой мир, чёрный и злой, отнял у него жизнь. Сил Вам и здоровья. Спасибо Вам за такого сына. Безумно жаль... Светлая память Армену и с небесным днём рождения. (Татьяна Светлова, Санкт-Петербург)", - такие письма спустя год после трагедии продолжают получать родные погибших в страшной авиакатастрофе над Синаем.

26 октября, за несколько дней до авиакатастрофы, Армену Вишнёву, уроженцу города Пушкина, служившему в Федеральной таможенной службе, исполнилось 27 лет. Армен полетел в Египет отдохнуть, в одном из последних сообщений просил маму не скучать, ведь разлука будет недолгой, обещал привезти магнитик или - в шутку - даже целого верблюда.

Спустя год после трагедии Амалия бережно хранит все фотографии и сообщения сына. Почтить память и пережить горе утраты ей помогают неравнодушные жители других регионов России и десятки других близких жертв авиакатастрофы. Трагедия объединила в Сети более 36 тысяч человек. Усилием петербуржцев был создан благотворительный фонд "Рейс 9268", который сейчас оказывает поддержку людям, потерявшим близких в катастрофе над Синаем.

"Главная цель, ради которой мы объединились, - это увековечивание памяти о наших родных в тех делах, которые мы в силах совершить: создание мемориала и храма, сохранение воспоминаний о наших близких, помощь семьям погибших, которые нуждаются в финансовой, юридической и психологической поддержке. Наш фонд - это не просто попытка сплотиться вокруг общего дела. Это протест против терроризма, убийств, жестокости и несправедливости. Большой путь начинается с маленького шага. И этот шаг мы делаем все вместе, - именно такую цель ставят перед собой люди, жизнь которых трагедия разделила на до и после катастрофы", - заявляют в фонде.

Группа фонда в соцсетях уже давно стала своеобразной стихийной книгой памяти, где можно узнать последнюю информацию о ходе расследования трагедии, вновь увидеть фото всех тех, кто не вернулся домой из злополучного рейса, а также оказать посильную помощь родным и близким.

И речь не только о деньгах: ценна любая поддержка, ведь даже спустя год практика показывает: время не лечит, а долгое следствие и тяжёлые бюрократические процедуры, связанные с выплатой компенсаций, лишь усугубляют и без того не утихающую боль утраты.

Трагедия оборвала жизнь целых семей: в катастрофе погибли Ольга и Юрий Шеины и трое их детей. До глубины души всю страну от Петербурга до Владивостока потрясла история любви находившихся на борту А321 Александры Черновой и Евгения Явсина: Евгений специально копил деньги, чтобы свозить Сашу в Египет и там сделать ей предложение. И десятки других историй длиною в жизнь, так несправедливо и внезапно оборвавшуюся в то злополучное октябрьское утро.

Большинство пассажиров разбившегося А321 были жителями Северо-Запада России, в основном из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Также на борту находилось четверо граждан Украины и один гражданин Белоруссии. Самому маленькому пассажиру, Дарине Громовой, было всего 10 месяцев, её фотография, размещённая мамой в соцсетях незадолго до катастрофы и опубликованная впоследствии многими мировыми изданиями, стала негласным символом трагедии.

Спустя год после авиакатастрофы ещё не все близкие жертв крушения А321 смогли похоронить своих родных: шестеро погибших в катастрофе над Синаем до сих пор не опознаны. По словам председателя совета благотворительного фонда "Рейс 9268" Ирины Захаровой, останки, которые сейчас хранятся в крематории на Шафировском проспекте, не подлежат экспертизе. Однако у семей ещё остаётся надежда получить фрагменты тел своих погибших родных: в Египте после завершения основного этапа следствия были обнаружены новые останки, их сейчас изучают.

Не обнародован пока и доклад международной комиссии по расследованию катастрофы российского А321 над Синаем: о предварительных результатах своей работы (и это спустя год после расследования), по данным источника в Министерстве гражданской авиации Египта, специалисты расскажут "в течение 60 дней".

"Сейчас проводятся определённые технические анализы, после которых будет обнародован предварительный доклад", - рассказал 26 октября СМИ представитель Министерства авиации Египта.

Напомним, в расследовании причин катастрофы принимают участие представители шести стран: Египта, России, а также специалисты из Франции, Германии, Ирландии и США. Его ходом в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) руководят авиационные власти Египта.

Одной из первых версий катастрофы стало предположение, что российский самолёт мог быть сбит ракетой, выпущенной боевиками, действующими в районе Северного Синая. Однако это предположение было практически сразу опровергнуто специалистами как несостоятельное. Долгое время специалисты отрабатывали другую вероятную причину крушения авиалайнера "Когалымавиа" - версию о технических неполадках. Об этом в день крушения заявили в оперативных службах Египта по итогам предварительного осмотра обломков самолёта. К этой же версии на начальном этапе расследования склонялись и российские специалисты.

Первыми её опровергли представители "Когалымавиа" (торговая марка Metrojet): уже 2 ноября пресс-секретарь авиакомпании Александр Смирнов исключил техническую неисправность и ошибку пилотов в качестве причин катастрофы и заявил о "внешнем воздействии" на лайнер. Он подчеркнул, что самолёт, которым авиакомпания владела на условиях лизинга, был готов к полёту на 100% и что его экипаж был "весьма опытным". Свою речь представитель компании подкрепил сертификатами, полученными авиакомпанией в начале 2015 года. Также он заявил, что двигатель самолёта был проверен 26 октября, за пять дней до катастрофы.

7 ноября МАК сообщил, что до момента прекращения записи на регистраторах полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта зафиксировано не было.

На совещании в Кремле 16 ноября глава ФСБ Александр Бортников впервые официально заявил, что причиной крушения стал теракт. Версии о стороннем вмешательстве со ссылками на разные источники публиковались ранее в зарубежных и российских СМИ.

"Можно однозначно сказать, что это террористический акт. По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полёте сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло разваливание самолёта в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолёта на большом расстоянии", - заявил Бортников, добавив, что на обломках и вещах были обнаружены следы взрывчатого вещества иностранного производства.

Бортников пояснил, что выводы были сделаны специалистами после тщательного исследования личных вещей, багажа пассажиров и частей потерпевшего крушение лайнера.

Сначала предполагалось, что взрывное устройство было заложено под пассажирским сиденьем 30А или 31А. Однако в сентябре 2016 года были обнародованы данные комиссии, согласно которым взрыв прогремел в хвостовой части, в отделении для негабаритного багажа. Бомба с таймером была спрятана среди детских колясок. Эксперты пришли к такому выводу после того, как проанализировали выкладку собранных фрагментов А321 в ангаре аэропорта Каира. Из-за взрыва самолёт лишился хвостовой части, после чего перешёл в неуправляемое пикирование.

Расследование трагедии продвигается очень медленно, и все обстоятельства случившегося неизвестны до сих пор.

Ответственность за крушение российского самолёта почти сразу взяла на себя египетская ячейка запрещённой в России группировки "Исламское государство". Пронести взрывное устройство на борт могли сотрудники аэропорта - многочисленные свидетельства о слабом уровне безопасности в воздушной гавани сразу же после трагедии наводнили Интернет: многие туристы рассказывали, что за небольшую взятку спокойно проносили через все кордоны безопасности сумки с вещами, а их самих никто не досматривал.

Однако египетская сторона долгое время настаивала именно на версии о технической неисправности, отказываясь признавать возможность теракта на борту лайнера.

В декабре 2015 года комитет по техническому расследованию опубликовал заявление, в котором сообщалось, что Каир не обнаружил признаков причастности террористов к крушению Airbus 321.

Лишь в феврале 2016 года президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси впервые признал, что причиной крушения российского самолёта в небе над Синаем был теракт. Об этом глава государства заявил на презентации доклада, посвящённого развитию страны до 2030 года.

30 августа 2016 года было объявлено, что в сирийском Алеппо уничтожен Абу Мухаммад Аль-Аднани, который, предположительно, и являлся организатором теракта.

Авиасообщение с Египтом, которое было прекращено сразу же после крушения А321, пока не восстановлено. В соответствии с официальным комментарием Министерства транспорта России, ситуация не изменится до тех пор, пока не будут устранены все замечания в сфере авиационной безопасности.

"Принятие решения о возобновлении авиасообщения между Россией и Египтом возможно только после устранения всех замечаний в сфере авиационной и транспортной безопасности. Стоит отметить, что египетская сторона значительно продвинулась в решении этих вопросов и взаимодействие двух стран носит вполне конструктивный характер", - отметили в ведомстве 25 октября.

Уже через год мемориал "Сад памяти", который расположится на Румболовской горе во Всеволожске, будет достроен и здесь зацветут живые цветы. Коридор из плит, на которых в соответствии с проектом памятника будут имена всех погибших в авиакатастрофе А321, а также конструкции из металла в виде труб, на которых будет играть ветер, увидит любой, кто будет проезжать по Дороге жизни.

В понедельник, 31 октября, в Исаакиевском соборе пройдёт панихида по жертвам крушения А321 в небе над Синайским полуостровом. В память о тех, кто так и не вернулся домой к родным и близким, колокол собора пробьёт 224 раза.