Великобритания вышла из ЕС: Шотландия и Северная Ирландия уплывают от Англии в Брюссель. Выход Британии из ЕС: что это значит для нас всех Что дает англии выход из евросоюза


По последним новостям, Великобритания окончательно покинет Евросоюз в конце 2018 — начале 2019 года. Если точнее, то в 2018 году все стороны достигнут соответствующего соглашения, плюс, должно пройти еще 5-6 месяцев для его ратификации.

Сам выход Великобритании из ЕС в 2018 — 2019 году (так называемый Brexit) очень сложный процесс и с юридической точки зрения, и с политической, поэтому точно сказать, когда именно он завершится, не берется никто. При этом эксперты по Brexit отмечают, что чем раньше Великобритания инициирует «развод» с ЕС, тем лучше, ведь пока все стороны находятся в неопределенности.

Пока же к ситуации с Brexit прикованы взгляды всего мира, поскольку она является беспрецедентной. Эксперты спорят, какие последствия такого решения ожидают Великобританию и ЕС, как это отразится на политической карте мира.

Причины Brexit

Одной из основных причин выхода Великобритании из ЕС является желание Туманного Альбиона отстоять свою исключительность.

Как утверждают эксперты, львиная доля британцев уверена в том, что их родина достойна иметь если не лидирующий, то точно особый статус в составе ЕС. На этих настроениях умело играли политики, желая повысить свою популярность в преддверии выборов. Постепенно ситуация накалилась до предела, что в свое время и вылилось в Brexit.

Еще одна причина – экономическая. Большинство граждан Великобритании считают нецелесообразными постоянные финансовые вливания в экономику ЕС и поддержку стран-новичков союза. Сторонники Brexit уверены, что без ЕС их страна сможет использовать эти деньги для собственного развития и улучшения качества жизни британцев.

Как бы то ни было, а в 2015 году на выборах победила партия Кэмерона, который после своего назначения на пост премьера сразу начал вести переговоры об особом статусе Британии в составе ЕС. Уже в 2016 году в стране прошел референдум о выходе из ЕС, даже несмотря на готовность последнего пойти на уступки.

Многие эксперты недоумевали, зачем Кэмерон инициировал референдум, ведь он не раз заявлял, что выступает за сохранение членства страны в ЕС. Но очевидно, что у британского премьера не было другого выбора, поскольку обещание провести голосование было едва ли не основным тезисом его предвыборной кампании.

Некоторые аналитики отмечали, что сам Кэмерон был уверен, что британцы проголосуют против выхода Великобритании из ЕС, поэтому не ожидал такого исхода.

Согласно законодательству, результаты референдума вступают в силу не сразу, а только после соответствующего решения британского парламента. Но уже сегодня ясно, что шансов на отмену Brexit почти нет.

Уверенность британцев в правильности выбора подогревает и нынешняя ситуация с мигрантами. Мощный поток беженцев и последующие теракты и преступления подкрепляют мнение, что без ЕС Великобритании будет лучше.

Последствия Brexit

Главной выгодой Brexit для Великобритании считают возможность сэкономить на госрасходах. Так, только в 2015 году страна перечислила в бюджет ЕС больше 13 млрд фунтов стерлингов, а обратно в британскую казну вернулось всего 4,5 млрд – разница весьма ощутима. Но с другой стороны, вполне возможно, что финансовые потери от выхода с ЕС перевесят возможную экономию.

Последствия для торговли

В плане торговли для Великобритании выгодно членство в ЕС, ведь внутри Союза продаваемые товары не облагаются пошлинами. Кроме того, Британия активно пользуется разными торговыми сделками между ЕС и другими странами, например, сейчас идут переговоры о создании свободного пространства между США и ЕС.

В случае выхода и Союза, Туманный Альбион потеряет все эти преференции и будет вынужден заново налаживать торговые контакты и заключать новые соглашения, которые могут не быть столь выгодными, как раньше.

Сторонники Brexit заявляют, что Британия может по примеру Канады сотрудничать с другими государствами и по взаимному согласию обнулить госпошлины для свободной торговли. Но это означает долгие и весьма болезненные переговоры, исход которых сложно предугадать.

Нужно также учитывать, что ЕС вряд ли пойдет на уступки своему бывшему участнику и, возможно, даже постарается создать Британии преграды, чтобы не создавать опасный прецедент.

Последствия для инвестиций

Из-за неопределенности поток инвестиций в Британию уже несколько уменьшился. Но такая тенденция вполне предсказуема: аналогичное явление наблюдалось в Шотландии перед референдумом о независимости. Противники Brexit подчеркивают, что страна потеряет свой статус мирового финансового центра и лишится большого объема инвестиций.

Сторонники «развода» с ЕС, напротив, считают, что самостоятельно Великобритания получит возможность стать крупнейшей экономической державой. Но очевидно, что многие влиятельные компании могут сократить свое присутствие в Британии из-за введения экспортных пошлин.

Иммиграция

Именно вопрос иммиграции является одним из главных предметов споров между противниками и сторонниками Brexit. Первые отмечают, что приток мигрантов из ЕС положительно сказалось на Британии, которая получила больше рабочих рук и квалифицированных специалистов. Они также подчеркивают, что Brexit не защитит страну от беженцев из Сирии, ведь это явление очень сложно контролировать.

Приверженцы «развода» с ЕС указывают, что самостоятельно Британия сможет вести миграционную политику по-своему, не оглядываясь на законы ЕС и защищая исключительно свои интересы.

Пока сами британцы считают Brexit неминуемым, хотя число сомневающихся в этом решении граждан остается достаточно высоким. Со временем станет более понятно, как именно будет происходить выход Британии из ЕС и как будет выглядеть Союз после 2018 года.

Сейчас очевидно лишь одно — если Британия все же выйдет из Евросоюза, это будет главной экономической и политической .

Чего хочет премьер Великобритании Кэмерон от ЕС?

Премьер-министр пытается достичь соглашения по 4 широким вопросам: управление экономикой, социальные льготы для нерезидентов Великобритании, конкурентоспособность и суверенитет. На практике это означает то, что ЕС должен пересмотреть регулирование в сфере банковского надзора и то, как оно будет вписываться в новые законы в финансовой сфере. Также должны быть пересмотрены социальные выплаты, регулирование бюрократических норм в бизнес среде и должно быть достигнуто соглашение касаемо договора учреждения блока и перевод его в формат «еще более тесного союза». И последний пункт: ЕС должен подтвердить, что блок никогда не будет принуждать Великобританию к более тесному взаимодействию.

Президент ЕС Дональд Туск будет стараться достичь устраивающего всех соглашения из-за того, что, по словам Туска, «неудача поставит под угрозу наше совместное будущее».

Что является камнем преткновения?

Кэмерон пытается получить подтверждение тому, что оперирующие в финансовом секторе Великобритании компании будут защищены от действий банковских правил ЕС. Туск предлагал, чтобы банковские правила Еврозоны были добровольными для стран не входящих в валютный блок, однако эти страны должны получать большее количество голосов по вопросам, которые их касаются без права вето или права откладывать важные решения. Страны, которые не входят в валютный союз, должны получить некий механизм, который существенно снизит их опасения.

Франция входит в число стран, которые негативно относятся к этой реформе и настаивает на том, чтобы лондонские банки не получали нечестного преимущества перед своими коллегами на континенте. Британия настаивает на том, что банки страны находятся в заложниках гегемонии Европейского центрального банка, а руководители высшего звена крупных кредитных организаций предупреждали о том, что Великобритании необходимо следовать правилам ЕС для того, чтобы предотвратить возникновения хаоса в финансовой системе.

Какие ограничения могут быть наложены на социальные льготы?

Правительство Великобритании хочет уменьшить опасения налогоплательщиков касаемо того, что рабочие со всех уголков Европы приезжают в Британию из-за меркантильных интересов, а также для получения больших пособий и льгот, связанных с рождением детей. Представители ЕС заявляли, что могут пойти на некоторый компромисс, однако он не будет касаться тех европейцев, которые уже работают в Великобритании. Любые изменения будут касаться только тех работников, которые переберутся в Великобританию после достижения соглашения, согласно заявлениям Туска и президента Европейской комиссии Жана-Клода Юнкера.

Некоторые уступки возможны в вопросе льгот для родителей с маленькими детьми. Юнкер говорил, что лидеры стран могут обсудить индексацию пособию на детей, что означает возможную привязку платежей к тому объему, который получают работники из ЕС в своих странах вместо установленных пособий в Великобритании. Британия настаивает на четырехлетней паузе в выплате пособий для мигрантов из ЕС в случае их обращения, а Кэмерон стремится митигировать опасения своих коллег из восточноевропейских стран, включая Польшу и Болгарию, граждане которых составляют большую часть иммигрантов в Великобритании.

Вероятность Брексит

Как пишет 8banks в постоянно обновляемой статье по теме Брексит , согласно самому свежему прогнозу по референдуму от агентства Number Cruncher Politics, вероятность выхода Великобритании из состава ЕС на текущий момент составляет 20%. Вероятность Брексит упала с 24% после того, как Казначейство Великобритании предупредило, что выход из ЕС может повлечь десятилетия экономических проблем. Недавние действия премьер-министра страны Дэвида Кэмерона касаемо нововведений в налоговом кодексе и продажи крупнейшего в стране завода по производству стали, не нашли существенного отражения в изменении мнения голосующих. МВФ также встал на поддержку позиции английского премьера, заявив, что Брексит может нанести непоправимый урон мировой экономике. Джереми Корбин, лидер оппозиционной Лейбористской партии, в четверг также оказал поддержку мнению за членство в ЕС. Мэр Лондона, Борис Джонсон поддержал идею референдума и выхода Великобритании из ЕС.

Во вторник парламент будет дебатировать четырнадцать ключевых поправок, среди которых предложения о переносе даты выхода из ЕС; о проведении повторного референдума; о запрете выхода из состава ЕС без заключения договора о его условиях; о переходе всей полноты принятия решений по Брекзиту от правительства к парламенту и многие другие.

Британский выход из состава Евросоюза уже стал предметом расхожих шуток в социальных сетях, однако за почти два года, прошедшие после референдума, на котором 52% граждан Соединенного Королевства проголосовали за разрыв с ЕС, как это произойдет и произойдет ли вовсе, по-прежнему не ясно. Более того, по мере приближения даты выхода – 29 марта 2019 – в Британии все чаще звучат голоса о необходимости проведения еще одного референдума, который подтвердит или опровергнет стремление большинства населения расстаться с Еворосоюзом.

За это время сменилось три непосредственно отвечающих за это министра; попутно выяснилось, что избиратели, голосовавшие за отделение Лондона от Брюсселя, имели очень разное представление об условиях этого отделения. Часть из них хотела полного разрыва и перехода со странами Европы на такого же рода отношения, как сейчас с далеким Китаем; часть хотела остаться в общем рынке, но выйти из ЕС политически; часть думала о канадском варианте отношений - союзник, партнер, но не более того; кого-то беспокоили эмигранты из Восточной Европы, успешно конкурирующие за рабочие места; и никто, как выяснилось, не хотел разрыва отношений в области обмена информацией и сотрудничества служб безопасности и спецслужб.

Голосовали они в буквальном смысле слова «ногами»: каждый депутат должен был пройти через лобби палаты общин и выйти из него в один из выходов – «за» или «против». Такие голосования проводятся по наиболее важным вопросам и означают обязательное физическое присутствие каждого члена палаты общин

Камень преткновения

Главной точкой преткновения оказался вопрос о границе между Республикой Ирландия и входящей в состав Соединенного Королевства Северной Ирландией. Договор, подписанный в Страстную пятницу 10 апреля 1998 года и положивший конец террористическим действиям Ирландской республиканской армии (IRA) против официального Лондона, предусматривал, что между Ирландией и Северной Ирландией не должно быть «жесткой границы». Этот режим действует сейчас: товары и жители Северной Ирландии и ирландцы спокойно переходят и переезжают границу в обоих направлениях. Однако выход Великобритании из состава ЕС превращает ее в границу между Соединенным Королевством и Евросоюзом, и это означает таможню и паспортный контроль. Неделю назад в городе Лондондерри Северной Ирландии впервые после подписания Договора Страстной пятницы была совершена попытка террористического акта, ответственность за которую взяла на себя так называемая Новая Ирландская республиканская армия (New IRA). Эксперты считают, что это – прямое следствие разгромного голосования по правительственному плану выхода из состава ЕС, который предусматривал так называемый backstop по вопросу этой границы.

Backstop – это термин из игры в бейсбол, «последний резерв». ЕС и Лондон согласились, что ради сохранения мягкой границы на острове Ирландия между двумя странами они временно установят определенные правила. Дальше их мнения разошлись: ЕС считает, что Северная Ирландия должна остаться в составе Таможенного союза и Единого рынка Евросоюза; Лондон считает, что это нарушит целостность Соединенного Королевства. После длительного противостояния с Брюсселем правительство Терезы Мэй согласилось на то, что не одна часть, а вся Британия временно остается в составе Таможенного союза и Единого рынка. Евросоюз одобрил это предложение на своем саммите в ноябре прошлого года, но британский парламент провалил его две недели назад (202 голоса «за», 432 голоса «против»). Голосовали они в буквальном смысле слова «ногами»: каждый депутат должен был пройти через лобби Палаты общин и выйти из него в один из выходов – «за» или «против». Такие голосования проводятся по наиболее важным вопросам и означают обязательное физическое присутствие каждого члена Палаты общин. В таких ситуациях обычно привозят на каталках даже тяжело больных и неходячих членов Палаты общин. За более чем шесть веков истории британского парламентаризма правительство потерпело на прошлой неделе самое беспрецедентное поражение, и это было связано с тем, что и «брекзитеры» и «ремейнеры» объединились по вопросу ирландской границы.

Нет никакой гарантии, что повторный референдум приведет к какому-то новому результату – текущие опросы показывают, что мнение людей изменилось с 2016 года очень незначительно. Если голосование за то, чтобы остаться в составе ЕС, пройдет с небольшим перевесом, то оно точно так же будет раскалывать страну, как и первый

«Тереза Мэй попытается заручиться поддержкой в парламенте своего нового плана, голосование по которому состоится 29 января. Я предполагаю, что этот план также будет отвергнут парламентом», - сказал NT профессор Бирмингемского университета Алекс Де Рютер (Alex De Ruyter), возглавляющий Центр изучения вопросов Брекзита.

Он добавил, что противодействие плану Мэй со стороны Джереми Корбина, лидера лейбористов, второй крупнейшей партии в парламенте, «делает абсолютно невозможным достижение какого-либо консенсуса». В такой ситуации, считает эксперт, самым логичным было бы снова обратиться к мнению населения, то есть провести повторный референдум. Однако у этого предложения есть свои недостатки, как логистические – подготовка его займет несколько месяцев, что означает, что надо будет отложить окончательный срок выхода с 29 марта; так и политические: вместо того чтобы поставить все точки над i, второй референдум может продолжить раскол страны.

«Нет никакой гарантии, что повторный референдум приведет к какому-то новому результату – текущие опросы показывают, что мнение людей изменилось с 2016 года очень незначительно. Скажем, опрос, проведенный YouGov (крупнейшая международная онлайн социологическая компания) 8 января показывает, что 46% респондентов считают, что Великобритания должна выйти из состава ЕС, при этом около половины из них выступают за то, что надо выйти без договора с Евросоюзом. Если голосование за то, чтобы остаться в составе ЕС, пройдет с небольшим перевесом (скажем, 52% - за то, чтобы остаться, 48% - за выход), то повторный референдум будет так же раскалывать страну, как и первый», - сказал Де Рютер.

По мнению его коллеги, директора Школы политических исследований, профессора по вопросам госуправления UCL (University College London) Роберта Хейзелла (Robetr Hazell), Терезе Мэй остается только выложить перед Палатой общин всю палитру возможных предложений: от того, чтобы остаться в составе Таможенного союза по модели Норвегии до проведения повторного референдума.

«29 января парламент будет голосовать за эти предложения. Результаты будут во многом зависеть от того, в каком порядке спикер Палаты общин поставит их на голосование, - сказал он NT . - Я думаю, что выход из состава ЕС без договора с Евросоюзом будет отвергнут с большим перевесом; думаю, что и предложение о проведении второго референдума на этой стадии будет отвергнуто. Но если и все остальные предложения тоже не получат поддержки и станет ясно, что мы движемся к варианту выхода из состава ЕС без договора, тогда депутаты могут решить поддержать проведение повторного референдума как единственную возможность избежать этого».

Он добавил, что для того чтобы повторный референдум можно было провести, правительство должно не просто согласиться с парламентом, но и подготовить закон об этом. Такой закон необходим для проведения голосования, поскольку его организация требует использования государственных ресурсов.

Группа депутатов из разных партий тем временем разработала свой законопроект, который должен запретить правительству выходить из состава Евросоюза без заключения предварительного договора, что по мнению всех без исключения экспертов не только приведет к полному коллапсу экономики Соединенного Королевства, но и поставит под угрозу ее безопасность. Учитывая, что до момента выхода остается буквально два месяца, а ни одно соглашение еще не подписано, другая группа депутатов готовит законопроект о продлении периода до выхода.

Британцы никогда не обсуждали вопрос о вступлении в состав Евросоюза и оказались в нем почти автоматически. Референдум состоялся в 1975 году, и 67% населения проголосовали за то, чтобы остаться в зоне свободной торговли между странами Европы. В 1993 году она была преобразована в Евросоюз

Автор статьи 50 Лиссабонского договора (Договора о вхождении в Евросоюз), британский дипломат лорд Керр Кинлохардский сказал, что написал эту статью на всякий случай, если в каком-то из государств-членов ЕС случится государственный переворот. Он никак не предполагал, что статья 50 может быть использована для выхода из состава ЕС просто потому, что этот союз какой-то из стран перестал нравиться. Эта статья очень простая, она состоит всего из пяти абзацев, в которых описано, как страна может выйти из состава Евросоюза. Для этого надо подать формальное заявление (что Тереза Мэй сделала) и начать переговоры. На них отводится два года, которые в британском случае уже почти закончились. После этого членство прекращается автоматически (выход без договора), или этот срок может быть продлен по обоюдному соглашению.

Выходящая страна не может участвовать в обсуждениях своего решения странами, остающимися в составе ЕС. Окончательное соглашение об условиях выхода со стороны ЕС должно быть одобрено квалифицированным большинством, то есть 75% остающихся стран-членов, представляющими 65% населения ЕС. Затем за него должен проголосовать Европарламент.

Пятый абзац статьи 50 предполагает возможность снова вернуться в состав ЕС, но уже на общих основаниях, то есть с обязательным вхождением в зону евро и в Шенгенское визовое соглашение (Великобритания ни того, ни другого делать не должна была.) Британцы никогда не обсуждали вопрос о вступлении в состав Евросоюза и оказались в нем почти автоматически. В 1973 года, позже, чем первые государства-основатели, Соединенное Королевство вошло в состав Европейского экономического сообщества с условием, что страна должна провести референдум по этому вопросу. Этот референдум состоялся в 1975 году, и 67% населения проголосовали за то, чтобы остаться в зоне свободной торговли между странами Европы. В 1993 году она была преобразована в Евросоюз.

Фото: icdn.ensonhaber.com

Что такое брексит (brexit)? Когда он состоится? Почему Великобритания выходит из Евросоюза?
13 марта 2017 года Британский Парламент выпустил билль, который одобряет действия премьер-министра Терезы Мэй по выходу Великобритании из Европейского союза. Для запуска самого процесса не хватает указа Королевы, после которого статья 50 будет ратифицирована. Именно в этом документе оговорено, как именно Великобритания будет выходить из состава ЕС. Вероятнее всего, сам процесс не начнется раньше конца марта 2017 года. Это решение вызвано выборами в Нидерландах. Но уже сейчас можно сказать, что именно март 2017 года войдёт в историю как время выхода Великобритании из Европейского союза. Могущественное объединение, прежде державшееся на плечах трёх главных столпов Европы – , и Англии, уже точно потеряет один из локомотивов европейской экономики. Чем это грозит ЕС и самой Британии? Почему в официальных СМИ данный процесс с 2016 года называют брексит (брекзит)?

Brexit (брексит): что это такое? Определение

Неологизм brexit (брексит) - акроним двух английских слов Britain (Британия) и Exit (выход). Под ним понимают процесс выхода Великобритании из Европейского союза. Общенациональный референдум прошел на территории Соединенного Королевства в 2016 году. В результате референдума, большинство жителей Британии поддержали инициативу о выходе из ЕС.
Два других акронима - frexit (фрексит) и grexit (грексит) обозначают возможный выход из ЕС Франции и Греции соответственно. Оба термина в ходу у политиков и СМИ.
В российских бумажных и электронных СМИ brexit транслитерируют как брексит или брекзит. Подобные различия вызваны отсутствием традиции транслитерации данного термина.

В 1973 году Британия вошла в состав ЕС. В общем и целом, вплоть до 2015 года, регулярные голосования указывали на то, что большинство жителей Британских островов поддерживает членство в Европейском Союзе. В 1980 г. (первый год премьерства Маргарет Тэтчер) 65% заявило о желании покинуть Европейский Союз. Тэтчер договорилась о денежной компенсации со стороны ЕС в обмен на согласие Британии остаться в ЕС. В 2000 г. премьер-министр Тони Блэр выступал за более глубокую интеграцию с ЕС (включая отмену фунтов и переход на евро). Инициатива не прошла.
В 2012 г. премьер-министр Дэвид Кэмерон отказал призывам провести референдум о членстве Соединенного Королевства в ЕС, но согласился провести референдум в будущем. Парламентское большинство и движение UKIP вынудили Кэмерона в январе 2013 года заявить, что правительство консерваторов проведет референдум о членстве в ЕС до конца 2017 г. (в том случае, если тори выиграют выборы в 2015).
Удивительно, но консерваторы выиграли общие выборы в 2015 г. Вскоре после этого, в Британский Парламент представлен Акт о референдуме в ЕС 2015. Кэмерон выступал за то, чтобы остаться в обновленном ЕС на особых условиях:

    • защита единого рынка для стран не-еврозоны,
    • сокращение красной ленты,
    • гарантия того, что Британию не будут заставлять интегрироваться в ЕС,
    • ограничения иммиграции из ЕС.

Предпосылки к брексит

Попытка договориться с ЕС ни к чему не привела. Как было объявлено в феврале 2016 года, даже ограничения по обязательному предоставлению рабочих мест для иммигрантов из ЕС придется согласовывать в Европейским комиссаром и Европейским Советом.
22 февраля 2016 г., на речи в Палате Общин, премьер-министр Дэвид Кэмерон был вынужден объявить дату референдума о выходе из ЕС на 23 июня 2016 г.
Кэмерон призвал к тому, чтобы сразу после референдума обратиться к тому, чтобы статью 50 Соглашения Европейского Союза немедленно приняли. Тем самым, запустить в действие двухлетний процесс выхода Великобритании из ЕС.
По объявлению результатов референдума, Кэмерон объявил о том, что складывает с себя полномочия премьер-министра (на том основании, что его намерения остаться в ЕС никто не поддержал).
Вполне очевидно, что жителям Британии надоело тащить за собой отстающие государства и кормить их.

Референдум о том, оставаться ли Британии в Европейском Союзе

Премьер-министр Великобритании назначил референдум UKLeave (выход из состава Европейского союза) на 23 июня 2016 г.
Всего проголосовало 46,500,001 человек. Явка составила 72.21%. Только 0.08% бюллетеней были признано недействительными. 17,410,742 жителя Великобритании проголосовало за то, чтобы покинуть ЕС. 16,141,241 – за то, чтобы остаться. С результатом в 51, 89% за выход, против 48, 11 % британцы проголосовали за выход из ЕС.
Результаты референдума, состоявшегося 23 июня 2016 года, стали сюрпризом. Никто не ожидал, что большинство британцев выскажется за выход страны из ЕС.
С этого дня вопрос членства Великобритании в Европейском союзе уже не стоял. Народ высказался четко. Попытка собрать 4 миллиона подписей за новый референдум не увенчалась успехом. Британский парламент четко высказался, что повторного референдума не будет.
Юридическая база брексита еще подлежит уточнению (в течение 2 ближайших лет), а вот возможные экономические последствия можно прикинуть уже сейчас.
Результаты расчетов, сделанных ещё в 2016 году, противоречивы: единый рынок и единый режим тарифов объективно способствовали развитию торговли между объединенной Британией и другим странами Евросоюза.
Согласно данным референдума 2016 года, большинство жителей Шотландии и Северной Ирландии, как и столица Англии, против брексита. Уже 24 июня 2016 года, Первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила, что Шотландия должна остаться в рамках единого европейского рынка.
С некоторых точек зрения, решение Британии покинуть ЕС экономически несообразно. Действующий премьер-министр Соединенного Королевства, Тереза Мэй, оказалась под серьезным давлением. Некоторые круги рассчитывают на то, что Великобритания, не смотря на то, что выходит из состава ЕС, сохранит некоторое количество льгот государств-членов ЕС. То есть, максимально смягчить последствия от брексита.
Будущие взаимоотношения Великобритании и ЕС могут пойти по сценарию мягкий брексит или жесткий брексит.
Оба термина носят неофициальный характер.
Жесткий брексит предполагает, что Британия будет торговать с ЕС по тем же условиям, что и любая другая страна – не член ЕС (по правилам Всемирной Торговой Ассоциации). При этом Великобритания может не соглашаться с правилом свободного перемещения людей в пределах ЕС.
Мягкий брексит предполагает сохранение Британии в пределах единого европейского рынка товаров и услуг и частичное свободное перемещение людей (согласно правилам Европейского Экономического региона).

Политические последствия брексита

После оглашения результатов референдума, премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что сложит свой пост в октябре 2016 года. 13 июля 2016 года премьер-министром Соединенного Королевства стала Тереза Мэй.
Филипп Хаммонд стал Канцлером Казначейства (вместо Джорджа Осборна). Бывший мэр Лондона Борис Джонсон стал государственным секретарем по делам Содружества. Лидер лейбористов Джереми Корбайн был смещен с руководящей должности в Партии Лейбористов.
Найджел Фэрадж объявил об уходе в отставку с поста руководителя UKIP.
По оглашении результатов референдума, многие евроскептики заявили о том, что готовы последовать примеру Великобритании.
В течение 2 недель по оглашении результатов UKLeave, в странах ЕС провели референдумы о том, стоит ли оставаться в Европейском Союзе.
Неделю спустя после оглашения результатов референдума, Гордон Браун, бывший премьер-министр Великобритании от партии лейбористов, который подписал Лиссабонское соглашение в 2007 г., заявил, что следующие десять лет страна будет бороться с последствиями референдума.
Бывший лидер партии лейбористов и премьер-министр Великобритании (1997-2007) Тони Блэр призвал к проведению повторного референдума в октябре 2016 года. Парламент и Британская королева не оценили инициативу Тони. В ноябре 2016 года Джон Мейджор (бывший премьер-министр до Блэра) и вовсе заявил, что Парламент не должен ничего ратифицировать, и что пора проводить новый референдум.
Опять же: Парламент и Ее Величество не поддержали инициативу.

Последние новости по Brexit (брексит) таковы: Согласно официальному заявлению Дэвида Дэвиса, министра по Brexit, в конце марта 2017 года Тереза Мэй, премьер-министр Соединенного Королевства, запустит процедуру выхода Британии из Евросоюза.
В настоящий момент непонятно, какой вариант – легкий брексит или жесткий брексит выберет Великобритания. В любом случае, выход Британии из состава ЕС будет проходить, согласно 50 статье Лиссабонского соглашения о Европейском Сообществе.
Палата Лордов 13 марта объявила, что не станет вносить поправки в законопроект правительства по результатам референдума 2016 года.
Новости по процессу брексит также указывают, что Палата Общин (ранее) отвергла поправки Палаты Лордов. Отменена поправка о том, что правительство должно гарантировать права 3 млн граждан ЕС, проживающих в Британии. Отменена и поправка, по которой правительство не станет согласовывать с Парламентом условия выхода Британии из Европейского Сообщества.
Не установлено точно, когда именно Тереза Мэй отправит формальный запрос о выходе Великобритании из Евросоюза. Сначала называли 14 марта, но потом стало известно, что произойдет это не раньше конца марта 2017 г.
Одна из основных причин подобной задержки в том, что Лондон не хочет нарушать проведение выборов в Нидерландах и празднование шестидесятилетнего юбилея Римского договора. Именно это соглашение стало прообразом ЕЭС, а затем и нынешнего Европейского Союза.
Технически следующий этап – встреча представителей 27 стран (состоится 6 апреля 2017 года), где определят основные принципы дальнейших переговоров с Лондоном.
Шотландия по-прежнему вставляет палки в колеса. Первый министр Шотландии, Никола Стерджен заявляет, что в 2019 г. в Шотландии состоится референдум о выходе из состава Соединенного Королевства.

Последствия брексита для России

Российская Федерация – сторонний наблюдатель происходящих в Европе процессов, однако риторика официальных государственных газет и прочих СМИ сводится к единой оценке: брексит является очевидным исходом того экономического и политического кризиса, который бушует в Европе уже на протяжении многих лет. Каких-либо негативных последствий от выхода Великобритании из ЕС для России местные политологи не видят.

Лидеры Евросоюза заявили о возможности достигнуть взаимоприемлемого соглашения о выходе Великобритании из ЕС, хотя на это осталось мало времени. В противном случае британцам грозят рост цен и новые расходы при выезде за рубеж

Тереза Мэй (справа) (Фото: Alastair Grant / AP)

Европейский союз (ЕС) и Великобритания стали ближе к заключению соглашения о параметрах Brexit, сообщил в четверг по итогам саммита Евросоюза председатель Евросовета Дональд Туск. Брюссель также готов продлить переходный период после выхода Британии из ЕС, если запрос об этом поступит из Лондона, сказал Туск. По его словам, настроение у участников саммита гораздо лучше, чем после саммита в австрийском Зальцбурге в сентябре.

Саммит в Зальцбурге закончился ничем, поэтому завершившуюся в четверг встречу Туск называл моментом истины. Планировалось, что именно здесь будут согласованы основные спорные моменты и определено, на каких условиях Великобритания покинет Евросоюз, однако этого не случилось.

Следующим моментом истины может стать саммит ЕС 18 ноября, а если уж и там не получится заключить соглашение о параметрах выхода, то остается саммит в декабре, пишет газета The Independent . Согласованную сделку нужно внести на голосование в британский парламент не позднее 21 января 2019 года, проголосовать должен и Европейский парламент. Выход же Великобритании из Евросоюза должен произойти 29 марта 2019 года. ​После этого начнется так называемый переходный период, он должен продлиться до декабря 2020 года — до этого времени меры по разъединению будут реализовываться постепенно. ​

Пока общие формулировки не согласованы, власти Франции и Германии готовятся к Brexit без достижения предварительной сделки, констатирует Financial Times . Французские власти подготовили законопроект, наделяющий их правом досматривать товары из Британии, а ее граждан — получать визы перед приездом в республику, утверждает издание. Канцлер ФРГ Ангела Меркель также заявила о начале приготовлений к тому, что соглашение не будет достигнуто. К жесткому сценарию готовятся и в Великобритании.

С британцев могут начать взимать комиссию на покупку услуг или товаров в ЕС с использованием банковских карт, предупреждает организация. Сегодня такая комиссия запрещена в Евросоюзе, но после выхода из ЕС она может составить до 3% от суммы. Британцы также могут столкнуться с необходимостью получать новые паспорта для путешествий по Евросоюзу, которые будут действовать полгода после возвращения из поездки, а в случае автомобильных путешествий — международные водительские удостоверения (international driving permit) и дополнительную страховку на машину. Водительское удостоверение обойдется в £5,5 (около 480 руб.).

Существует риск повышения цен на еду и медикаменты, импортируемые из ЕС. «Так как порядка 30% того, что мы едим, импортируется из ЕС, это (Brexit без сделки. — РБК ) будет иметь последствия для рынка продовольствия и [влиять] на потребительский выбор», — объясняют авторы. Рост цен будет зависеть от того, какие пошлины удастся согласовать, но цены, например, на мясо могут вырасти в пределах от 5 до 29%, а на томаты — от 9 до 18%.


Фото: Hannah Mckay / Reuters

Авторы исследования также обратили внимание на рост беспокойства граждан в связи с Brexit. Если в сентябре 2016 года перспектива выхода из ЕС внушала тревогу 39% британских респондентов, то в сентябре 2018 года этот показатель вырос до 62%. Больше всего британцев волнует, не повысятся ли после Brexit цены на энергию и товары потребления, уточняют эксперты.

Небольшие потери для экономики

Brexit без сделки приведет к экономическим потерям, но для экономики страны в целом они «окажутся небольшими», утверждают эксперты аналитического центра Open Europe в опубликованном 15 октября докладе . «Это будет сравнительно незначительное экономическое событие», — констатировали они.

Исходя из подсчетов Open Europe, Brexit без сделки приведет к ежегодной потере 0,17% роста ВВП с 2018 до 2030 года. Всего до 2030 года ВВП Британии может потерять 2,2% своего объема. Такие потери можно восполнить, реализовав программу действий по односторонней либерализации экономики, утверждают эксперты. Эта программа включает в себя, во-первых, отказ от применения тарифов в отношении импорта из ЕС, а во-вторых, либерализацию стандартов для бизнеса в Британии, которая будет привлекать в страну больше прямых иностранных инвестиций. Претворение этих мер в жизнь позволит Британии отыграть потерю 1,7% ВВП, сократив потери до 0,5% ВВП с 2018 до 2030 года.

О чем продолжаются споры

Наиболее противоречивой темой переговоров остается граница между Республикой Ирландия (член Евросоюза) и Северной Ирландией (входит в состав Соединенного Королевства). Отсутствие физического барьера между двумя частями одного острова является условием соглашения 1998 года, урегулировавшего религиозный конфликт в Северной Ирландии. И Лондон, и Брюссель убеждены: ирландская граница должна остаться прозрачной. Однако стороны не могут договориться, как этого можно добиться. Нынешний план премьер-министра Мэй предполагает в том числе выход Британии из Европейского единого рынка (ЕЕР) и Таможенного союза ЕС. Прекращение членства в этих институтах необходимо, чтобы страна имела возможность вести независимую от ЕС торговую политику и заключать соглашения с третьими странами.

Евросоюз предлагает сценарий, при котором Северная Ирландия на время остается членом ЕЕР и Таможенного союза. Это решение может быть временным, позволив Британии и ЕС оставить ирландскую границу прозрачной, пока Лондон и Брюссель будут искать более приемлемые варианты решения проблемы. Однако, по мнению Мэй, такой шаг чреват подрывом конституционного строя и нарушением территориальной целостности​ страны. Против выступает и североирландская Демократическая юнионистская партия, которая поддерживает правящих консерваторов (тори) в парламенте. Члены этой партии готовы выйти из ЕС только на общих условиях. Мэй также не желает соглашаться на временное решение проблемы ирландской границы, если не будет оговорена дата истечения этой отсрочки.

Появление на границе КПП и пограничников — впервые со времен гражданского конфликта между протестантами и католиками — осложнит жизнь гражданам и бизнесам двух Ирландий, сотрудничающих между собой или поддерживающих друг с другом контакты. Переговорщик от ЕС Мишель Барнье считает , что соглашение о границе требуется заключить по политическим, гуманитарным и экономическим причинам.