Кипр. Рэк-дайвинг на паром "Зенобия". Дайвинг на затонувший корабль «Зенобия Зенобия паром на кипре


Остров Кипр расположен в Средиземном море. Чистая вода, специфичный рельеф дна, видовое разнообразие рыб и морских животных, затонувшие и затопленные специально для дайверов корабли и статуи. На Кипре есть дайв-сайты, доступные новичкам, и места, где погружаются только опытные дайверы-любители и дайвинг-профессионалы.
Сезон дайвинга на Кипре длится с мая по ноябрь, лучшее время для активных погружений - с июля по сентябрь. Зимой температура воды 16 градусов, летом прогревается до 29.
Дайвинг-центр RuDIVE предлагает дайв-туры на Кипр, в программе которых погружения на популярных дайвинг-сайтах.

Популярные места для дайвинга на Кипре

Погружения на Кипре предлагают с катера и с берега. Особенность дайвинга на Кипре в том, что дайв-сайты расположены близко друг к другу и доступны из любого места, где активные путешественники остановились на отдых. Поэтому выбирайте места, где погружаться, исходя из уровня дайвинг-подготовки.

  • мыс Греко - шесть дайв-сайтов. Популярные на Кипре пещеры, рэки, морские животные;
  • Протарас, Айя Напа - шесть-семь мест для дайвинга. Подводные гроты, пещеры, морская фауна;
  • Ларнака - семь сайтов. Рэки, включая паром «Зенобия»;
  • Лимассол - десять точек для дайвинга. Пещеры, гроты, рыбы, морские животные и два-три рэка;
  • Пафос - восемь мест для погружений с традиционным для Кипра набором: подводные пещеры, рифовые стенки, туннели, рэки;
  • Лачи - предлагается двенадцать дайв-сайтов, на одном из которых вероятны встречи с морскими черепахами;
  • Полис - шесть дайв-сайтов. Вертикальные стены, затонувшие объекты, рифы с морскими обитателями.

«Визитная карточка» дайвинга на Кипре - рэк «Зенобия».


Мыс Греко

Популярное на Кипре место для дайвинга, благодаря хорошей видимости и подводным пещерам, где погружаются дайвинг-новички, опытные дайверы-любители, профессионалы.

  • Каньон на мысе Греко. Дайвинг начинается с берега, проходит вдоль подводных скальных стенок, затем дайверы выплывают на песчаное дно. Встречаются осьминоги, мурены, скаты. Погружение доступно опытным дайверам, глубина 17-30 метров.
  • Рэк «Либерти». Специально затопленное для дайверов судно лежит на песчаном дне. Из-за глубины 27 м погружение на затонувший корабль доступно дайверам-любителям с минимальным уровнем AOWD. Доставка к месту дайвинга на лодке.
  • Коннос бей. Дайв-сайт, где предлагают погружаться новичкам и опытным дайверам. Глубина 40 метров, погружение доступно с берега или с катера. Подводные валуны, рифовые стены, покрытые морской травой поляны. Встречаются груперы, морские звезды, мурены, молодняк барракуд, другие виды рыб. Опытные и технические дайверы могут по крутому склону спуститься на 40 м глубины.
  • Пещеры. Самое популярное место для дайвинга на Кипре. Лабиринт подводных пещер, пронизанных лучами света, проникающими сквозь щели, многочисленными входами и выходами. Максимальная глубина 12 метров, заход в воду с берега, поэтому пещеры доступны новичкам. В них живут рыбы-солдаты, хромисы, флейты, груперы, голожаберные моллюски. В июне-июле сюда приплывают тунцы. Во время ночного дайвинга в пещерах встречается осьминог.


Поселок Протарас и город Айя-Напа

Протарас и Айя Напа находятся рядом, поэтому строгого разделения между ними нет, и места для дайвинга подходят любителям плавания в туннелях и пещерах.

  • Зеленая бухта. Грин бей расположен между Айя-Напой и Протарасом, погружение доступно с берега. Место подходит для детского дайвинга, для новичков, для проверочного погружения опытных дайверов - чек-дайва. Максимальная глубина 11 м. Во время плавания можно увидеть стайки прикормленных рыб, иногда приплывают черепахи. Подводные «античные» статуи напоминают о древней истории Кипра и стали популярным местом, где дайверы любят делать подводные фотографии.
  • Рыболовецкое судно «Немесис III» на Протарасе. «Молодой» рэк затоплен специально для дайвинга, глубина 24 м. Доступен дайверам продвинутого уровня, погружение доступно с лодки.
  • Затонувший катер «Кериния». В Айя-Напе на глубине 20 метров лежит рэк - полицейский катер, затопленный в 2015 году у берега для создания искусственного рифа. Доступен для погружений начинающих дайверов.


Город Ларнака

  • Затонувший паром Zenobia. Шведский паром входит в десятку популярных затонувших объектов. В первую очередь ради дайвинга на «Зенобии» дайверы едут на Кипр. Затонул 7 июня 1980 года в районе бухты Ларнака. Вместе с паромом пошел ко дну груз - грузовики, армейское снаряжение, игрушки «Лего» и прочее. «Зенобия» лежит на глубине 17-42 метра. Паром в хорошем состоянии, он стал искусственным рифом, его заселили морские обитатели. Дайверы-любители осматривают его снаружи, профессионалы глубоководники заплывают внутрь. Во втором трюме стоит автомобиль «Жигули» «копейка». Проникновения во второй трюм и машинное отделение - декомпрессионные.
  • Затонувшее судно «Александрия». Небольшое деревянное рыболовецкое судно затонуло несколько лет назад, лежит на глубине 25-30 метров. Для его активного осмотра хватит одного погружения. Сюда приплывают тунцы, барракуды, другие виды рыб. Погружение доступно с катера, рекомендованный уровень дайвинг-подготовки - Advanced Open Water Diver + Enriched Air Diver.
  • Другие места для дайвинга. В районе Ларнаки отмечены другие дайвинг-места. Новичкам, только начавшим плавание с аквалангом или дайверам, у которых мало опыта погружений, доступны дайв-сайты: риф осьминогов, британский БТР Jetty, богатое морской жизнью место - Sheep Dip. Рифы Кейп Пила на мысе Пила, доступные с берега, можно предложить начинающим дайверам-любителям, опытным дайверам. Профессионалам и техническим дайверам рекомендуем затонувший на 33 метрах глубины крейсер «Крикет» и погружение на подводную скалу-гриб Машрумз рок на 50 метрах, обжитую морскими обитателями.


Город Лимассол

Место для активных любителей дайвинга на затонувшие объекты. Рэки лежат на разной глубине, поэтому одни доступны новичкам, например британский «Купер» на 9 метрах глубины, Three Star на 7 метрах. Другие рекомендуют только опытным дайверам, например затонувшая вертикально яхта «Диана». Тут же, среди рэков, населенные рыбами и животными дайв-сайты: комплекс каверн и пещер на 14 метрах, арка на 20 м и др.

Ориентировочные цены на дайвинг на Кипре

  • два погружения за один день - от 87 евро;
  • ночное погружение - от 45 евро;
  • пять дней дайвинга по два погружения в день - от 380 евро.

Ориентировочная программа

1 день
Вылет из Москвы, аэропорта Шереметьево , рейсом SU-2070 а/к «Аэрофлот», в 20:00, прилет в Ларнаку в 23:50. Встреча в аэропорту с принимающей стороной, трансфер в выбранный отель.

2 день
Утром приезд в дайв-центр, сбор снаряжения, оформление документов. Выезд на мыс Греко: погружения в районе Green Bay и в гроты.

Зеленый залив - удобное место для проведения пробных погружений (чек-дайвов), максимальная глубина 11 метров.

3-6 день
Погружения на рэк «Зенобия».

Шведский паром входит в десятку лучших затонувших объектов, представляющих интерес для дайверов. Длина парома 172 м, ширина 23,4 м. Из-за технических неисправностей паром затонул 7 июня 1980 года в районе бухты Ларнаки во время своего первого путешествия в Сирию. Чтобы не мешал судоходству, его, еще не затонувшего, но уже наполняющегося водой, отбуксировали на 1,5 километра от берега. Вместе с паромом пошел ко дну и его груз - 108 грузовиков, электрические приборы, армейское снаряжение, игрушки Lego, продукты питания и прочее. Zenobia лежит на глубине 17-42 метра. Паром находится в отличном состоянии и представляет собой увлекательное зрелище как для желающих поплавать снаружи, так и для технических дайверов, совершающих проникновения внутрь капитанского мостика, ресторан, верхнюю загрузочную палубу, кают-компанию и др. В настоящее время паром представляет собой искусственный риф, населенный разнообразными морскими обитателями.

7 день
Свободный день, можно собраться на обзорную экскурсию по острову.

8 день
Отправка в аэропорт. Регистрация на рейс SU-2075 Ларнака - Москва, вылет в 19:20. Прилет в Москву, Шереметьево , в 23:05.

Маршрут поездки и программа погружений ориентировочные, и могут быть изменены организаторами в зависимости от погодных условий и в интересах безопасности участников путешествия.

Ориентировочная стоимость тура

Размещение в отеле San Remo 2*:

  • ½ DBL - 1050 евро
  • Одноместное размещение - 1215 евро

​Размещение в отеле Lardos 4*:

  • ½ DBL - 1335 евро
  • Одноместное размещение - 1560 евро

​Размещение в отеле Golden Bay 5*:

  • ½ DBL - 1375 евро
  • Одноместное размещение - 1675 евро

В стоимость включено:

  • авиаперелет Москва - Ларнака - Москва, а/к Аэрофлот, эконом-класс*;
  • размещение в отеле выбранной категории на 7 ночей, питание завтрак, ужин;
  • групповой трансфер аэропорт - отель - аэропорт.

*Стоимость пакета может варьироваться в зависимости от наличия мест и тарифов авиакомпании


В стоимость не включено:

  • дайвинг-программа: 5 дней по 2 рекреационных погружения (аренда грузов, баллонов, услуги инструктора RuDIVE) - 480 евро. Возможна организация технических погружений;
  • найтрокс, тримикс, аренда снаряжения;
  • чаевые;
  • экскурсия по острову;
  • визовая поддержка - 40 евро;
  • страховой полис «Медицина + дайвинг», до 20 дней - 40 евро.

Кипр в частности его южное побережье известно наличием большого количества рэков, как доисторических так и относительно современных. Достаточно подобрать и купить тур на Кипр, для того чтобы убедиться в справедливости утверждения про первое место шведского парома Зенобия среди дайв-сайтов Кипра (паром также входит в десятку лучших мировых рэков).

Являясь главной подводной достопримечательностью Кипра – Зенобия может претендовать также на звание одного из наименее мрачных мировых рэков – кораблекрушение обошлось без жертв , команду вовремя эвакуировали.

Поражают размеры корабля, океанский паром «Zenobia» - корабль не просто огромный, только для поверхностного его осмотра понадобится около шести погружений. Многие дайверы проходят на этом корабле курс advanced open water diver. Корабль лежащий на доступных рекреационных глубинах в гавани Ларнаки в полутора километрах от берега словно предназначен для этого.

Правый борт парома находится в 16-18 метрах от поверхности, а дно под левым бортом уже на 42.

Средиземноморский Титаник – сравнительное название Зенобии довольно часто повторяемое дайверами, оба корабля затонули в первом рейсе, правда в отличии от Титаника на борту Зенобии обошлось без жертв.

Шведский паром Зенобия отправившийся в июне 1980г. в свой первый рейс из Греции в Сирию на тот момент был оснащен по последнему слову науки и техники. Основной груз на борту перевозимый паромом около сотни 40 тонных грузовиков. Спустя некоторое время после выхода в районе греческих островов паром стал кренится на левый бок, возникли проблемы из за неполадки бортового компьютера отвечающего за распределение воды в балластных отсеках. Проблема была устранена и до прихода в гавань Ларнаки не возникала.

В порту Ларнаки уже у причальной стенки крен влево возобновился, к тому же многотонные грузовики закрепленные цепями сместившись только усилили проблему. Попытки как то изменить положение к успеху не привели, да еще и система автоматики начала заполнять водой часть трюмов, и вскоре когда крен достиг 45 градусов было принято решение эвакуировать экипаж и отбуксировать паром подальше от берега в более глубокое место, чтобы Зенобия не заблокировало вход и не парализовала работу порта Ларнаки.

Зенобия затонула не сразу , наблюдатели еще долго фотографировались на фоне тонущего исполина. Паром ушел на дно (42 м.) левым бортом, расстояние от правого борта до поверхности 16-18 метров, винты на 27-36 м. В хорошую, ясную погоду с борта самолета можно увидеть Зенобию лежащую под водой в бухте Ларнаки.

В этой истории много белых пятен, по официальной версии паром затонул в результате неисправности компьютера распределения баланса, но звучали также версии вредительства с целью получения страховки владельцами парома, не обошлось также без версии причастности к гибели Ближневосточных служб безопасности. По крайней мере официальная версия со сбоем компьютера выглядит довольно убедительно.

Доступность , большое количество разнообразных помещений и отсеков, внутренних переходов побуждают дайверов снова и снова погружаться на этот подводный объект каждый раз открывая для себя что то новое. Груз перевозимый паромом включая 108 грузовиков остался на судне в момент катастрофы. Палуба парома практически перпендикулярна дну, но многие грузовики до сих пор остаются прикованные к ней со всем своим грузом, остальные висят на цепях или разбросаны по морскому дну.

Поверхностный осмотр и дно вокруг парома где разбросан разнообразный груз может занять не одно погружение учитывая размеры корабля, хотя некоторых сразу интересуются внутренними отсеками. Капитанский мостик, радиорубка, ресторанный зал, грузовые палубы, различные коридоры и переходы, на судне большое количество помещений различного назначения.

Ну и конечно здесь можно встретить большое количество морских обитателей, так как со временем Зенобия превращается в огромный рукотворный риф.

Не стоит забывать, что лабиринты внутренних отсеков корабля требуют тщательного планирования погружений. Также необходимо соблюдать осторожность рядом с «прикованными» грузовиками длительное нахождение в соленой воде ослабляют крепеж и цепи. Для более детального обследования корабля на средних глубинах лучше использовать нитрокс, увеличивая тем самым бездекомпрессионное донное время.

Лучшее время погружения на паром Зенобия считается с мая по октябрь , но при наличии сухих костюмов паром доступен практически круглый год. Видимость в районе парома приблизительно 35 метров.

Общая информация, характеристики Шведского Парома Зенобия:

Паром класса RORO – Roll- on/roll-of – означает, что основной груз автомобили трейлеры или вагоны – не загружаются кранами а закатываются самостоятельно.

Регистрационный номер по Ллойду 7806087

Построен в 1979 году, компанией Kockums, Швеция

Общая длина: 172,02 метра

Ширина: 23,04

Осадка: 13,01м

Водоизмещение: 12000 тонн

Мощность двигателей: 18760л/с

Максимальная скорость: 21,5 узлов


P.S. Многие отдыхающие по состоянию здоровья или иным причинам не могут заниматься дайвингом. Для них в Ларнаке на лодке Садко (туристической субмарине с иллюминаторами) организуется 50 минутная экскурсия к шведскому парому Зенобия.

В субботу, 15 декабря, группа дайверов прикрепит рождественские украшения к затонувшему в 1980 году у берегов Ларнаки шведскому парому «Зенобия». Аксессуары и игрушки выполнены из нетоксичных нерастворимых материалов. После Рождества они будут сняты с находящегося на глубине 42 метра судна. Начало акции запланировано на 10 утра. Ее окончание дайверы намерены отпраздновать.

ПЕРВЫЙ РЕЙС ШВЕДСКОГО ПАРОМА

Напомним, что причины крушения «Зенобии» до сих пор остаются предметом споров. Построенный в 1979 году в Мальмё паром водоизмещением 12 тысяч тонн вышел в первый рейс (из Швеции в Сирию) 4 мая 1980 года. На борту «Зенобии» находились 108 грузовиков, а также оборудование и продовольствие, предназначенные для реализации в странах Восточного Средиземноморья.

«Зенобия» благополучно прошла через Гибралтар, сделала заход в порт Ираклион на Крите, а затем отправилась в греческий порт Пирей, чтобы устранить неполадки в системе водных балластов. После ремонта в Пирее корабль взял курс на сирийский порт Латакия, однако вскоре выяснилось, что повреждения не устранены и «Зенобия» отправилась в ближайший порт - Ларнаку.

Компьютерная система балансировки парома дала сбой и «Зенобия» сильно накренилась на левый борт. Команда механиков выровняла крен до 5 градусов, после чего капитан отдал приказ покинуть корабль. Перед этим по просьбе кипрских властей капитан отвел «Зенобию» на две мили от берега. В течение трех дней судно погружалось в Средиземное море и 7 июня 1980 года окончательно ушло под воду.

А ВЫ КАТАЛИСЬ НА РОССИЙСКОЙ ПОДЛОДКЕ?

В нулевых годах опуститься к «Зенобии» - в зеленовато-синий хаос покореженного металла, мимо огромных лопастей кормовых винтов, застывших навсегда - можно было на российской подводной лодке «Садко», построенной в 1997 году в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро «Рубин».

Из бездны постепенно появлялись очертания 172-метрового монстра. Затонувший корабль оброс похожими на вату зелеными водорослями, из которых выступает в изумрудном полумраке россыпь каркасов, трапов и автомобилей. 108 грузовиков лежат на боку штабелями, свисают с палубы на цепях, разбросаны по дну.

Грузовики и рефрижераторы выглядят как детские игрушки, хаотично раскиданные капризным хозяином, а носовая часть «Зенобии» напоминает космический корабль инопланетян. На палубе - относительный порядок, если, конечно, не обращать внимания на то, что судно лежит на левом борту.

ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ В МИРЕ ПОДВОДНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

Поднимать «Зенобию» нет никакого смысла. Лежа на дне, она приносит гораздо больше прибыли. Уже 38 лет и зимой, и летом к парому погружаются сотни любителей подводного плавания, многие из которых прилетают на Кипр только ради «Зенобии». Затонувший паром, переходы и коридоры которого сплелись в невероятный лабиринт - идеальный полигон для совершенствования навыков аквалангистов.

!!! - Подписывайтесь на страницы «Европы-Кипр» в

Очень часто паром Зенобия - называют Титаником средиземноморья. Этот паром имеет действительно потрясающие размеры 172 метра в длину и 23 метра в ширину. Кроме того судно повторило печальную судьбу Титаника - затонуло в свой первый рейс.

Зенобия является одним из первых сайтов по популярности среди всех дайв-сайтов Кипра. Кроме того входит в пятерку самых интересных и почитаемых сайтов среди дайверов планеты.

Завораживает картина огромного судна, опрокинутого на борт, вокруг которого подобно игрушкам разбросаны грузовые машины. Подобная картина впечатляет уже при первом приближении, кроме того существует возможность пробраться во все внутренние помещения парома.

История парома Зенобия

Паром «Зенобия » был построен в Швеции в 1979 году, был оборудован первоклассной техникой своего времени. После спуска на воду в июне 80-го года, отправился в свой первый переход из Сирии в Грецию. При входе в гавань города Ларнаки, судно по неизвестным причинам начало крениться на левый борт. На текущий момент существует несколько версий гибели парома. Одной из называемых причин называется неисправность в компьютерных системах судна, в результате которой была нарушена работа балластов парома, он получил большой крен на левый борт. Другая версия - намеренное затопление парома с целью получения страховки. Радует во всей этой истории, что обошлось без человеческих жертв - экипаж успели во время эвакуировать.

Позже, чтобы паром не мешал движению судов - было принято решение отбуксировать его на более глубокое место, где он сейчас и находится на глубине 42 метра.

Описание дайв-сайта

Находится сайт на расстоянии 1500 метров от берега в гавани города Ларнаки (добраться можно на лодке за 10 минут). Длина парома 170 метра, ширина 23 метра, осадка 13 метров, водоизмещение 12 тыс.тонн, макс., скорость 12,5 узлов.

Лежит паром на левом борту на морском дне на глубине 42 метра, самая верхняя точка находится от поверхности на глубине 16-18 метров. Такой разброс глубин позволяет проводить осмотр парома дайверам разного уровня сертификации.

Палуба парома располагается практически перпендикулярно плоскости грунта. На палубе можно увидеть потрясающую картину - грузовики, прикованные к палубе цепями. Машины очень хорошо сохранились, отлично виден перевозимый этим транспортом груз - спальники, медицинские препараты.

Положение парома Зенобия на морском дне

Очень интересны внутренние помещения парома. Есть возможность пробраться на капитанский мостик, осмотреть ресторан (хорошо сохранились: кофейная машина, посуда, бутылки), верхнияя и нижняя грузовые палубы, самые смелые могут пробраться в машинное отделение. Интересно дно вокруг корабля - на большом расстоянии разбросан всевозможный груз.

Для проведения осмотра со средних глубин рекомендуется использовать смеси нитрокс - это позволит Вам продлить время нахождения под водой.

Паром огромен по своим размерам, поэтому многие дайверы совершают на него огромное количество погружений, при этом открывая для себя постоянно что-то новое. Судно обладает многочисленным количеством помещений, коридоров, отсеков.

Дополнительная информация

Необходимо соблюдать осторожность при нахождении рядом с грузовиками, висящими на цепях на основной палубе. Цепи со временем в морской воде теряют свою прочность и могут не выдержать вес автомобиля. Кроме того, любое проникновение во внутренние отсеки парома должно быть тщательно спланировано.

Затонувший на Кипре паром Зенобия (Zenobia) - идеальный рэк для рекреационных и технических дайверов.

Корабль погрузился на дно в результате проблем с бортовым компьютером управления балластом. Когда были исчерпаны все меры по приведению его в вертикальное положение было принято решение отбуксировать медленно заполнявшийся водой корабль подальше от берега (примерно на 1.5 км) в бухту, где не мешая судоходству, спустя некоторое время он и затонул. При затоплении парома никто не пострадал, оставшаяся на борту команда благополучно сошла на берег.

Для дайверов основным преимуществом Зенобии является рекреационная глубина, наличие большого количества "достопримечательностей", и отличное состояние сохранности!

На палубах парома в момент затопления находилось, и пошло вместе с ним ко дну более сотни большегрузных грузовиков фур с оставшимся на прицепах грузом: электрические приборы, армейское снаряжение, игрушки "LEGO", спирт денатурат, дерево ценных пород, строительное оборудование, продукты питания...

Для детального осмотра всех элементов корабля мы рекомендуем дайверам воспользоваться нитроксными смесями, увеличив время экспозиции на глубине.

Паром лежит на левом борту. Минимальная глубина (по правому борту) - 16,5 метра. Максимальная глубина (по левому борту) - 42 метра.

Название: Zenobia
Постройщик: Kockums Varv AB, Sweden
Построен: 1979
Тип: Challenger-class "roll-on/roll-off ferry"
Длина: 172 m (584 ft)
Ширина: 28 m (92 ft)
Затонул: June 7th 1980

Наши 12 основных маршрутов дайвинга на Зенобии - это только верхушка айсберга!

  1. Ориентировочное-винты, грузовики снаружи, спасательные шлюпки. Целующиеся грузовики, куриные яйца на дне.
  2. Якорь, проникновение в кафетерий и рубку.
  3. Проникновение в первую палубу через большой вход, грузовиек с костями (рефрижиратор вез говядину), выход через небольшое окно, либо через лифтовую шахту.
  4. Проникновение в кают компании, воздушный карман, выход по лестнице у шлюпок либо через кафетерий.
  5. Проникновение во второй трюм, грузовики, спальные мешки, пуховики, древесина и на закуску автопогрузчик (forklift).
  6. Проникновение во второй трюм-возможность увидеть единственный автомобиль Жигули первой модели, «копейку», по одной из версий-машина принадлежала капитану.
  7. Проникновение в отсек для якорной цепи, выход на 36 м, прооникновение в рубку и из рубу и далее в прачечную.
  8. Проникновение в медпункт, возможность увидеть картину с березами (!), телефон, выход на 30 м через офицерскую кают-компанию.
  9. Проникновение в машинное отделение, надголовная среда 40 м, «тур» по машинному отделению. Выход через первый трюм. Погружение декомпрессионное.
  10. Проникновение в машинное отделение. Выход через второй трюм. Погружение декомпрессионное.
  11. Проникновение во второй трюм. «Тур» по второму трюму. Выход через вентиляционные трубы, либо через отсек с самым большим на рэке воздушным карманом. Погружение декомпрессионное.
  12. Проникновение в ‘control room’.