Грот в царском селе интерьер.  Адмиралтейство. Павильон Грот. Екатерининский парк в Пушкине (Царское Село). История строительства павильона «Грот»


Фото: Документация департамента по конкурентной политике

В музее-усадьбе "Кусково" отреставрируют павильон Грот, построенный в XVIII веке, здание является объектом культурного наследия федерального значения. Проект работ предполагает сохранение и приспособление строения под современные условия, а также организацию условий приема посетителей, об этом говорится в документации департамента по конкурентной политики.

В здании отреставрируют монументальную, станковую и живопись под искусственный мрамор, позолоты баз и капителей в центральном зале, лепной декор, мраморный пол и тянутые карнизы. Реставраторам предстоит воссоздать деревянные конструкции, резьбу, паркетный пол, отреставрировать мебель, осветительные приборы, керамический декор, мозаику, янтарный набор, детали из черного и цветных металлов. Будут также восстановлены и воссозданы скульптуры, а вокруг грота восстановят исторический ландшафт и произведения садово-паркового искусства.

В ходе проведения работ будет отреставрирован штукатурный декор фасадов и цокольной части, кровли, элементов балюстрады и "шишки", отремонтируют или заменят оконную и дверную фурнитуру, восстановят оконные и дверные решетки с воссозданием утраченных элементов. Кроме того, в Гроте заново проложат инженерные коммуникации и установят видеонаблюдение. Масштабные работы по воссозданию объекта культурного наследия займут порядка полутора лет.

Грот был построен в 1755–1761 годах , каменный павильон выполнен в стиле барокко на трехступенчатом цоколе, он декорирован скульптурными, украшениями на фронтонах и львиными масками над окнами. Стены здания оформлены известковым туфом и цветным стеклом.

Здание является единственным гротом в России. Центральный зал расписан под зеленый с красными прожилками и розовый мрамор, южный и северный залы выполнены в теплых и холодных тонах. Стены залов декорированы гипсовой лепниной, зеркалами, кусочками стекла и морскими раковинами.

Техника украшения стен перламутром, ракушками пришла в Россию из Германии, а также полудрагоценными камнями и кораллами. Раковины были привезены из Атлантического и Тихого океанов, а также из подмосковных водоемов.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Архитектор-реставратор, заместитель руководителя Национального центра опеки наследия Сергей Конев уверен, что по окончании восстановительных работ все желающие смогут увидеть еще один элемент садово-паркового искусства, приближенный к той эпохе и духу того времени.

"Дворцово-парковый ансамбль "Кусково" – уникальный для Москвы и для России. В нем собраны на тот момент все основные технологические и культурные элементы в одном месте. Одним из них является Грот. Вопрос того, что до него дошли деньги, руки и возможности – это очень хорошо. Значит, мы увидим еще один элемент садово-паркового искусства, который отреставрирован и приближен к той эпохе. Он будет доступен не только для специалистов, но и для всех желающих", – прокомментировал он.

Конев также отметил, что технологии XVII–XVIII веков сохранены, ими пользуются и сейчас. "У нас есть хорошие специалисты, которые смогут справиться с этой задачей, как реставраторы-проектировщики, так и реставраторы-строители. Технологии все сохранены, мы еще не успели их забыть", – добавил он.

Усадьба "Кусково" – яркий пример архитектурно-художественного ансамбля XVIII века, имение находится на востоке Москвы в районе Вешняки. Когда-то усадьба принадлежала графам Шереметевым, в ансамбль парка входит дворце, построенный в стиле классицизма, павильоны Грот, Оранжерея, Эрмитаж, Итальянский и Голландский домики, а также музей керамики и церковь Спаса Всемилостивого.

Во дворце сохранились декоративное убранство и планировка интерьеров с произведениями русского и европейского искусства, портреты русских импертаторов и нескольких поколений владельцев усадьбы – Шереметевых.

Парковый павильон Грот в Царском селе расположен на северном берегу Большого пруда. В его сооружении участвовали знаменитые архитекторы Растрелли и Ринальди, заказала Елизавета Петровна, а использовала Екатерина Великая.

Задуманный дочерью Петра как лодочная пристань, Грот в Царском селе стал местом государственных и литературных занятий ее невестки. Согласно веяниям моды и вкусам императриц изменялся интерьер внутри, причем кардинально.

Расположен павильон Грот в Царском селе в 300 метрах к юго-востоку от Екатерининского дворца, названного в честь их же родственницы, жены Петра Великого и матери Елизаветы Петровны. Фото с высоты точно ориентировано по сторонам света, на нем Грот и пруд на первом плане, дворец в некотором отдалении.

Среди ближайших достопримечательностей – Камеронова галерея как продолжение дворца и Нижняя ванна, куда мы вскоре отправимся. Объект предыдущего похода – Эрмитаж в Царском селе в кадр не вошел, он левее. Вся территория, на которой названные объекты располагаются, занята Екатерининским парком, а именно его регулярной частью.

Грот в Царском селе — вблизи и внутри

Трехчастный павильон Грот в Царском селе, с куполом в средней части, возводили несколько архитекторов при руководстве Растрелли. Здание оформлено многочисленными колоннами и пилястрами коринфского ордера, объединенные в несколько групп. Колонны, в отличии от пилястр, имеют периодические полосы голубого цвета

Вся цветовая гамма расцветки павильона исчерпывается белым и голубым, причем самого нежного оттенка. Умело подобранное соотношение архитектурных элементов, геометрических форм и их окраски избавляет восприятие Грота от ощущения монотонности. Выставленные вдоль фасада деревца в контейнерах дополнительно оживляют облик здания.

Первоначально Грот в Царском селе по указанию Елизаветы Петровны был оборудован пристанью для лодок, используемых императрицей при охоте на бекасов. Сменившая ее на престоле Екатерина Вторая повелела пристань убрать, она использовала павильон как место уединенных занятий, преимущественно по утрам. Даже наименование Грот на время было забыто, замененное на Утренний зал.

Красочная арка выхода к пруду обильно украшена лепниной, застекленный проем украшен ажурной решеткой. Оживленной публики, которую застиг перед фасадом павильона наш фотограф, в те времена при утренних занятиях Екатерины, естественно, не было. Существовал запрет кому-либо посещать Грот в Царском селе без вызова императрицей. Ей нравилось уединение в прохладном Утреннем зале, прогулки возле водоема и созерцание природных красот.

Убранство первичное и нынешнее

Осуществленное Растрелли украшение внутри павильона с использованием множества раковин разного размера просуществовало недолго. Уже на первом десятке лет царствования Екатерина приказала изменить интерьер на классический, который и наблюдают нынешние посетители. Автором новой отделки был Ринальди, автор строгого и внушительного Мраморного дворца в центре Санкт-Петербурге, где сейчас филиал Русского музея.

Для украшения интерьера в Грот в Царском селе были собраны выдающиеся скульптурные работы и изделия камнерезов. На самом видном месте стояла копия известной статуи сидящего в кресле Вольтера, выполненной Жаном Гудоном. Однако в период французской революции, символом которой был мыслитель, скульптура по повелению Екатерины была удалена. Позже на том же месте водружена сама императрица в виде бронзового изваяния, копии с работы Рашетта.

Упомянутая статуя до наших дней не уцелела, при оккупации города Пушкина ее зарыли в землю для сохранения. Немцы ее обнаружили и вывезли в Германию, дальнейшая судьба монумента неизвестна. Заменой утрате стала мраморная скульптура, один из пробных вариантов для памятника Екатерине Великой в Санкт-Петербурге, работа автора Михаила Микешина и скульптора Чижова. Питерский монумент – из 50 тонн бронзы, высотой 10 метров, с фигурой около 4,5 метров.

Пьедестал и монеты

Копию таких габаритов Грот в Царском селе вместить не мог, статуя здесь примерно в рост невысокого человека. Таков же гранитный постамент цилиндрической формы, на котором установлена статуя. Манера устанавливать на ребро монеты по окружности постамента – новое веяние, дополнившее старинный обычай бросать деньги в море, любые водоемы и фонтаны.

Однако брошенные в воду монеты, по поверью, обеспечат бросившему возвращение к понравившемуся объекту. Для подобного пожелания водоем – в нескольких десятках шагов. Другими местами, куда попадали монеты, были захоронения. Металлические деньги клали в насыпи и гробы, даже вкладывали в ладонь или в рот покойному. У разных народов это был пропуск в царство мертвых – Аид, плата Хирону за перевоз через реку Стикс.

Христиане пытались дать взятку апостолу Петру, чтобы отправил в Рай вместо Ада, у мусульман монеты не хоронили, а раздавали неимущим. Однако имели монеты и иное предназначение, будучи амулетами и украшениями, наградами за отличия и памятными знаками. Пока непонятно, как трактовать увиденное, по изложенному выше или как скрытое подношение на содержание достопримечательности.

На набережной возле Грота

Возвращаясь к закопанной и утраченной скульптуре Екатерины, следует заметить, что она была не единственной. Недалеко от Грота так же прятали еще две статуи, они войну пережили под землей и сохранились. После снятия блокады Ленинграда их невредимыми извлекли, а после войны установили на восстановленной набережной.

С одной стороны павильона Грот в Царском селе на постаменте – Гладиатор, преклонивший колено и опирающийся на щит. С другой – показанный на фото Умирающий галл, обнаженный воин, погибающий на щите от полученных ран. Это копия с римского воспроизведения первоначального оригинала, изготовленного для пергамского царя Аттала в честь его победы над неприятелем.

Северная оконечность Большого пруда, где расположен Грот в Царском селе, весьма популярна для прогулок у жителей города Пушкина и приезжих туристов. Посещение павильона всегда сочетается с вылазкой на природу, которая начинается прямо на его набережной. Акватория водоема достаточно обширна, здесь организовано катание на лодках, даже на копиях венецианских гондол с разряженными гондольерами.

Рукотворное озеро является обиталищем водоплавающих птиц, на остатки от их кормления слетаются и вездесущие голуби. Достаточно пищи и для них, развлекающиеся посетители не жалеют имеющихся при себе продуктов для собравшихся пернатых. Хорошая погода и свежий воздух превращают музейную экскурсию в променад.

Город Пушкин – крупнейшее скопление достопримечательностей в окрестностях Санкт-Петербурга, административно это сейчас район мегаполиса. Не забывайте при приезде сюда посетить павильон Грот в Царском селе попутно с другими объектами.

Павильон «Грот» в Пушкине (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В царствование Елизаветы Петровны при европейских дворах стало модным устраивать специальные павильоны у воды: благородные особы могли прямо с порога пересесть в лодку, не утруждая себя ходьбой. «Грот» был задуман как ответ западным веяниям - и ответ поистине роскошный.

По личному приказу Елизаветы за проектирование взялся сам Франческо Бартоломео Растрелли. Павильон был создан в стиле елизаветинского барокко, отсюда богатство форм, сложный силуэт здания и склонность архитектора к пышному декору. Конструкция павильона идеально соответствует месту: Растрелли умышленно спроектировал фасады одинаковыми - так «Грот» визуально соединяет регулярную и пейзажную части парка. Павильон окрашен в нежные лазорево-белые оттенки: безупречный выбор, так как эта цветовая гамма одновременно служила как «визиткой» самого Растрелли (в Екатерининском парке все здания за его авторством окрашены сходным образом), так и подчеркивала близость павильона к водной стихии.

Чтобы усилить эффект, Растрелли добавил на фасад резные маски Нептуна, изображения дельфинов, тритонов, морских растений и раковин. По замыслу архитектора, внутренние помещения тоже требовали отделки в морском стиле. Для этого даже успели закупить десятки пудов настоящих раковин... но увы, архитектору не удалось осуществить свой замысел.

Павильон окрашен в нежные лазорево-белые оттенки: эта цветовая гамма одновременно служила как «визиткой» самого Растрелли, так и подчеркивала близость павильона к водной стихии.

Не повезло и самой императрице: она так и не смогла насладиться водной прогулкой. Хотя на проект не жалели ни сил, ни денег, от первых эскизов 1745 г. до воплощения в камне прошло 10 лет. Еще через год грянула Семилетняя война, и отделка «Грота» отодвинулась на следующую эпоху - уже екатерининскую. К этому времени барокко как декоративный стиль устарел, и новый архитектор Антонио Ринальди в 1771 г. целиком пересоздал интерьер в изящной и легкой традиции классицизма. Впечатление воздушности усилили кованые решетки на окнах, отделанные листовой медью с позолотой.

При Екатерине Великой изменился не только декор, но и назначение здания. Императрица повелела устроить своеобразный музей - разместить в павильоне коллекцию старинных ваз из декоративных камней, античных бюстов и классических скульптур (среди них знаменитую статую Вольтера, которого императрица считала личным другом). «Грот» отныне называется Утренним залом (по легенде императрица любила проводить здесь досуг, любуясь рассветными лучами над Большим прудом). Легенда имеет под собой основания: документально подтверждено, что в дни, когда императрица пребывала в любимом павильоне, доступ в парк был закрыт до семи утра.

Берег постепенно отодвигают от павильона: сначала создают простую искусственную насыпь, а в 1830 г. по проекту архитектора Ф. Ф. Видова возводят первую пристань. После модернизации 1872 г. она в неизменном виде просуществовала ровно век - пока не была перестроена в граните уже в советское время.

В наши дни павильон открыт для посетителей, в нем выставляются многочисленные экспонаты - традиция екатерининской эпохи жива до сих пор.

Практическая информация:

Как добраться: полную информацию об адресе Екатерининского парка, доступном транспорте, часах работы и стоимости билетов вы можете найти на странице «Екатерининский парк в Пушкине ».

Павильон находится на берегу Большого пруда, между пейзажной и регулярной частями парка.

Павильон Грот был сооружен при Елизавете Петровне в 1755 - 1756 годах по проекту обер-архитектора Бартоломео Растрелли. Строительство и оформление интерьеров выполнил надворный советник Иван Росси. Грот стал первым павильоном, построенным на берегу Большого пруда.

Во времена Елизаветы стало модно украшать залы раковинами и туфом и такая комната была в Большом дворце , но из-за сырости ее пришлось уничтожить. И тогда был построен павильон Грот, окруженный с трех сторон водой, внутри похожий на пещеру, покрытую раковинами и морскими камушками.

Существует предание, что на убранство Грота ушло 210 тысяч крупных раковин и почти 300 кг мелких ракушек. Был ли павильон украшен раковинами, вопрос спорный. Если идея Растрелли и была исполнена, то просуществовала она недолго, поскольку известно, что вскоре внутреннее помещение павильона было оформлено лепкой в классическом барочном стиле.

Фасады были также выполнены в стиле барокко, в их оформлении использовали сложно сгруппированные колонны, разорванные фронтоны и рельефные стены. Настоящим украшением стал восьмигранный купол, над которым во времена Растрелли возносился деревянный резной фонтан, из которого «струилась вода», также вырезанная из дерева.

Все оформление Грота было посвящено прославлению водной стихии: круглые окна обрамляли пышные композиции с изображением голов Нептуна, раковин и дельфинов, амуров с сосудами, из которых лилась вода. Разметавшиеся волосы и бороды Нептуна говорят о встречном ветре и стремительности движения владыки морей. Капители колонн и пилястр состоят из сплетенных хвостами маленьких дельфинов и масок Нептуна.

В 1780-х годах при Екатерине II, когда в искусстве стали преобладать иные идеалы и вкусы, павильон был перестроен архитектором Антонио Ринальди. Не стало убранства из раковин, убрали балюстрады со статуями и пристань с будкой, изменилось и назначение Грота.

Павильон стали называть Утренним залом, поскольку Екатерина II проводила здесь утренние часы, читая и занимаясь делами. Теплыми вечерами она также любила проводить время в Гроте, слушая военные марши, доносившиеся из Зала на острову .

В 1780-х годах в павильоне были установлены ажурные кованые решетки на дверях и окнах, напоминавшие тончайшее кружево.

В павильоне разместили коллекцию античного искусства: скульптуры, вазы и слепки, среди которых была и знаменитая статуя Вольтера, выполненная скульптором Жаном Гудоном, изображающая великого мыслителя сидящим в кресле. Екатерина II писала, что «с тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть Утреннюю залу ходят караванами». Павильон часто называли залой «антиков».

Французский философ Вольтер был другом Екатерины II и его скульптура простояла в павильоне до 1791 года. Но после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана и скульптура философа была вывезена из Царского села . В 1831 году А.С. Пушкин, работавший с архивами над историей Петра Первого, обнаружил ее зажатой среди книжных полок в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа .

Во время Великой Отечественной войны здание пострадало не сильно. Вместе с тем, при освобождении города Пушкина саперы обнаружили внутри Грота часовой механизм подрыва, соединенный с двумя 250-килограммовыми бомбами. Провода также вели к заминированному Зубовскому флигелю,

Грот (Утренняя зала)

С северно-восточной стороны Большого пруда находится павильон Грот, построенный в 1755-1756 годах по воле императрицы Елизаветы Петровны.
Работы по строительству и внутреннему убранству павильона выполнялись итальянцем, надворным советником Росси, по проекту обер-архитектора Б.Растрелли. Грот был построен на берегу и изначально только задняя его стена находилась на суше, а с остальных сторон вода подступала непосредственно к стенам павильона. Императрица Елизавета могла сесть в лодку непосредственно выйдя из Грота, а затем отправиться например на бекасиную охоту.
В Елизаветинское время было модно отделывать несколько комнат во дворцах или отдельные парковые павильоны раковинами и туфом. Была такая комната и в Большом дворце, но из за сырости её уничтожили, а раковинами решено было отделать новый павильон, превратив его в Грот. На его убранство пошло 210 тысяч крупных и почти 300 кг мелких раковин.

В 1770-71гг. уже по указанию Екатерины II и при участии архитекторов В.Неелова и А.Ринальди павильон был перестроен. Грот лишился убранства из раковин, балюстрады со статуями и пристани с будкой, изменилось и его предназначение. В нём разместили коллекцию произведений античного искусства: статуи, слепки, древние надписи и пр., поэтому павильон нередко называли залой «антиков».

До 1791 года в Гроте находилась статуя давно умершего друга Екатерины II - французского философа Вольтера, работы Ж.Гудона. Однако после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана на память о своём кумире и его скульптура была вывезена прочь из Грота и долгое время хранилась в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа, где её в 1831 году обнаружил зажатой среди книжных полок А.С.Пушкин, работающий с архивами над историей Петра I.
Уже в 1780-х годах павильон стали называть Утренним залом. Связано это название с тем, что Екатерина II очень любила вид от Грота и часто по утрам в летние дни занималась в нём делами и читала, а в тёплые вечера ужинала, слушая военную музыку, гремевшую с «Зала на острову».
В царствование Павла, сокровища из Грота были вывезена в Гатчинский дворец и частично в Петербург. Тогда и затерялись следы статуи Вольтера, обнаружили которого только при Александре II.

В начале XX века у пристани перед Гротом в праздник Крещения проводили молебны с водосвятием в присутствии Императорской семьи, а до этого водосвятие совершалось в присутствии Высочайшего двора 1 августа.

При освобождении Пушкина, внутри Грота было обнаружен часовой механизм подрыва, соединённый с двумя 250-килограммовыми бомбами, провода которого тянулись дальше, к заминированному Зубовскому флигелю, Камероновой галерее и Екатерининскому дворцу. Есть доля чуда в том, как оперативно наши саперы перерезали провода к взрывателям и уничтожили подрывников, в противном случае не существовало бы такого понятия как Екатерининский дворец, а в парке вероятно были бы построены санатории и базы отдыха.
В Великую Отечественную войну павильон Грот пострадал незначительно. Сохранились великолепные решетки, рамы и двери, на купольных окнах даже уцелела деревянная резьба XVIII века. С внешней стороны пострадали от снарядов две колонны, а одна сторона балюстрады пристани была разбита, и в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.
Сейчас павильон используется для размещения временных выставок.

Адмиралтейство

Живописный ансамбль Адмиралтейства или «Голландии» органично вписан в панораму Большого пруда. Комплекс был построен в память присоединения к России Таврического ханства (Крыма).
Ранее в разных укромных местах сада со времен Елизаветы Петровны существовали деревянный сарай, в котором хранилась шлюпка для прогулок императрицы по озеру и жила команда матросов, а также сарай для водоплавающих птиц. Взамен сломанных сараев В.Неелов возвел каменные здания с фасадами, решенными в готических формах, стилизованных с помощью стрельчатых окон, зубчатых щипцов и парапетов, облицовки красным кирпичом.

Средний павильон служил Шлюпочным сараем, в котором хранились лодки Царскосельской флотилии, состоявшей из разнообразных яликов, трешкоутов. На озере стояли бот и яхта, подаренная великой княгиней Екатериной Павловной брату императору Александру I.
Силуэты судов , украшавшихся разноцветными флагами, в торжественные дни празднично иллюминованные, являлись составной частью пейзажа. Внутри Адмиралтейства находилась модель 75-пушечного военного корабля «Лейпциг», южноамериканская пирога, весла и другое оснащение судов, хранившихся здесь зимой. Второй этаж занимал большой зал, украшенный раскрашенными английскими гравюрами и рисунками из коллекции, привезенной В. Неёловым из Европы.

В 1901 году здесь поместили знаменитый Готторпский глобус , подаренный в 1713 году императору Петру I герцогом Голштинским Карлом Фридрихом в ходе Северной войны. Земной и небесный глобус (диаметром 3,1 м) был изготовлен в 1651-1664 гг. в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн механиком А. Бушем по проекту Адама Олеария. Внутри его размещался стол со скамьями на 12 человек. Во время войны Готторпский глобус был вывезен в Германию, после возвращен и теперь находится в коллекции Кунсткамеры .

Одинаковые боковые павильоны Адмиралтейства - Птичные домики - использовались для содержания птиц - лебедей, фазанов, гусей и уток особых экзотических видов. В двориках и в одном из павильонов имелись бассейны для их зимовки. Александр I во время своих утренних прогулок любил собственноручно кормить птиц, надевая для этого специально приготовленную перчатку. Теперь на озере можно встретить только диких городских уток.
В 1774 году архитектором В. И. Нееловым и инженером И.К. Герардом на берегу Большого пруда возле Адмиралтейства был устроен крытый причал (эллинг) для прогулочных лодок.

Во время войны комплекс Адмиралтейства пострадал незначительно, но коллекция лодок была утеряна, а Готторпский глобус распилен и вывезен. Чтобы демонтировать глобус, немцы разобрали пол шлюпочного сарая и вытащили его по частям.
Уже к 1954 году фасад Адмиралтейства был восстановлен, но по прямому назначению комплекс уже не использовался.
В настоящее время, центральный корпус приспособлен для размещения временных выставок, в бывших птичниках работают