Экскурсия в крепость суоменлинна. Свеаборг (Суоменлина) - «Самая известная достопримечательность Хельсинки — морская крепость Свеаборг. Русские пушки, бастионы, гроты, тоннели и многое другое» Подводная лодка Vesikko


Паромная компания Moby PSL, управляющая паромом «Принцесса Анастасия» на линии Петербург – Хельсинки – Таллинн – Стокгольм – Петербург, также организует экскурсии по достопримечательностям Финляндии, Эстонии и Швеции. Одна из самых популярных – экскурсия в крепость Суоменлинна (Suomenlinna) рядом с Хельсинки.

Преимущества экскурсии на пароме

Напомним, что в 2017 году паром «Принцесса Анастасия» прошел серьезную реновацию, выбрав в качестве оформления интерьера, содержания услуг и меню ресторанов итальянскую тему. В 2018 году, в межсезонье, также были произведены определенные изменения, в частности, полностью поменялся дизайн ресторана, в меню добавилось много итальянских блюд.

Был расширен и перечень групповых и индивидуальных экскурсий в городах, в которые приходит судно. Это обзорные экскурсии, которые пользуются особым спросом, а также тематические и индивидуальные. Важный нюанс: экскурсионные группы пользуются приоритетным выходом с парома.

Приобрести экскурсии можно несколькими способами:
— онлайн на сайте stpeterline.com;
— в Санкт-Петербурге в офисе продаж на Морском вокзале (площадь Морской славы, д. 1);
— непосредственно на борту парома.

Стоимость экскурсии в крепость Суоменлинна:
Взрослые: 28 евро
Дети от 7 до 12 лет в сопровождении взрослых: 16 евро.

Как и билеты на паром, экскурсии выгоднее всего приобретать заранее.

Крепость Свеаборг (в шведском варианте), она же Суоменлинна (в финском), которая включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Некоторые посетители проводят параллель между Свеаборгом и в Петербурге. Впрочем, общего у них разве что бастионы и казематы.

Основанная в конце XVIII века морская крепость Суоменлинна намного больше, расположена на нескольких островах, имеет свою почту, школу и, конечно, дома для постоянного проживания. На территории крепости есть даже сухой док, где ремонтируются и просто стоят различные суда, в том числе и парусники. Дома на острове в основном частные, но земля государственная. Вообще, это самостоятельный район Хельсинки с населением около 800 человек.

Крепость открыта для посетителей круглогодично.
— со 2 мая по 30 сентября она работает с 10 до 18 часов;
— с 01 октября по 30 апреля – с 10 до 16 часов.

Вход в крепость свободный, платить надо только при посещении музеев, которых там достаточно много:
— музей Суоменлинны;
— музей Эренсвярда (основатель и первый комендант крепости Свеаборг);
— музей игрушки в Суоменлинне;
— военный музей;
— подводная лодка «Весикко»;
— таможенный музей.

Как добраться до Суоменлинны

Поскольку крепость расположена на островах, то единственный путь туда – на пароме. Билет на него можно приобрести на торговой площади Хельсинки, у терминала, откуда небольшие паромы отправляются на остров.

Единый проездной удобен тем, что пользоваться можно всеми видами транспорта, включая паромы на остров, где расположена крепость. Это суточный проездной билет, который действует в трамвае, метро, автобусах, в пригородных поездах Хельсинки и на пароме до Суоменлинны. Купить его можно и на срок до 7 суток в киосках R-kioski, крупных универмагах, билетных автоматах и пунктах обслуживания HSL.

В летний сезон паромы ходят каждые 15 минут, начиная с 6 утра и заканчивая 02:20 ночи.

Паром из центра Хельсинки до Суоменлинны имеет как закрытую, так и открытую палубы. В погожий весенний или летний день можно выбрать верхнюю, открытую, палубу, с которой открываются чудесные виды на залив и ближайшие острова. Справедливости ради надо отметить, что на ней может быть и довольно прохладно, так что теплую одежду берите с собой. Ее в принципе надо брать при любых морских прогулках, особенно в ветреном Хельсинки.
В теплом салоне можно у окна полюбоваться видами открытой воды, многочисленными льдинами и согреться от печек, расположенных вдоль внутреннего борта паромчика.

Всего через двенадцать минут после отправления паром причаливает к пристани на острове.

Экскурсия по Суоменлинне

Экскурсия длится два часа. За это время вы успеваете обойти всю крепость, получить много интересной информации и еще зайти в кафе и выпить кофе. В этом же кафе можно приобрести сувениры.

Поскольку ходить нужно много, в том числе и по пересеченной местности, то предпочтительней свободная или спортивная одежда и обувь. Здесь немного холоднее, чем в Хельсинки, больше ветра. Модельную обувь и каблуки категорически не рекомендуются, потому что многие дорожки в крепости вымощены крупной галькой. Для людей с ограниченными физическими возможностями передвижения есть облегченный маршрут. Этим же маршрутом рекомендуют пользоваться семьям с детскими колясками.

Отметим, что детям на островах все будет очень интересно: пушки, мортиры, казематы и даже небольшой тоннель со сталактитами на своде. Но лучше ехать с детьми постарше, как теперь принято говорить 6+.

На острове есть несколько кафе, сувенирные лавки и магазины, туалеты. В кафе выбор довольно большой, а цены – такие же, как и в .

Андрей Ковалев


1. В крепость Свеаборг (в переводе со шведского Sveaborg - Шведская крепость) я отправился сразу после недолгой . Собственно, главным пунктом программы в тот день был не город, а крепость, расположенная на островах в Балтийском море.

2. Ещё подплывая на пароме я увидел различные постройки крепости. Вот пороховой погреб, для безопасности выстроенный на насыпном полуострове.

3. На островах сконцентрировано множество плавсредств, ведь сухопутной связи с городом не существует. Здесь есть и достаточно редкие судна на воздушной подушке.

4. Высадившись на берег, иду исследовать прибрежную полосу.

5. Отсюда открывается прекрасный вид на центр финской столицы. До него в общем-то рукой подать.

6. Сами острова сплошь каменные, скалистые, называемые «Волчьи шхеры».

7. Расщелины скал заполнены землёй, откуда произрастают низкие берёзки и трава со мхом.

8. Крайне редко можно встретить песчаные бухточки.

9. Саму крепость построили в середине XVIII века на семи островах для защиты Гельсингфорса со стороны моря.

10. В основном укрепления построены из плотно пригнанных друг к другу валунов, местами усиленных кирпичной кладкой.

11. Главные ворота крепости со стороны пристани украшены башенкой со шпилем и часами. Все это построено в 1860-е годы русскими военными инженерами.

12. В центре острова стоит лютеранская церковь с куполом-маяком. А первоначально это был православный собор во имя Александра Невского, построенный в 1854 году знаменитым архитектором Константином Тоном, и был очень похож на спроектированный им же храм Христа Спасителя. В XX веке финны перестроили здание до полной неузнаваемости.

13. Постройки внутри укреплений сплошь кирпичные. В бывшем манеже располагается экспозиция вооружений Второй Мировой войны, но в день моего приезда оказалась закрыта.

14. Некоторые здания возведены на высоком каменном цоколе.

15. У входа в резиденцию коменданта крепости лежит сломанный якорь совершенно невообразимых размеров.

16. Рядом - необычной конструкции опора электросети.

17. Всего на островах проживает 900 человек, здесь можно встретить и вполне обычные дома.

18. Перекладины для сушильных верёвок местные жители для надёжности вбили в каменную основу острова.

19. На острове Пикку-Муста (Малый Чёрный), при Российской империи называвшемся Госпитальный, сейчас располагается военно-морская академия.

20. У входа в академию установлена скульптура, символизирующая герб страны - льва в короне, держащего в лапе меч.

21. Академию окружают укрепления форта Лило-Остерсверд, на валу которого стоят зенитки времен Второй Мировой.

22. А побережье здесь прикрывают береговые орудия.

23. В одной из казарм находится музей и туристический центр, но, как выяснилось, в октябре здесь ничего не работает.

24. В 1808 году Финляндия была завоёвана русской армией. 2 марта крепость была осаждена.Через месяц бесплодных попыток взять укрепления, было заключёно перемирие. Решили, что если к 4 мая на подмогу не придёт шведский флот, крепость сдастся. Флот на подмогу не пришёл, семитысячный гарнизон крепости сдался. Всех распустили по домам, взяв слово больше не участвовать в боевых действиях. Вся артиллерия и боеприпасы достались русским.

25. Самые мощные укрепления крепости находятся на острове Сусисаари, бывшем Волчьем.

26. В двухметровых стенах устроены бойницы для артиллерийского обстрела вражеского флота.

27. Мелкие бойницы были предназначены для ведения огня из винтовок по противнику, рискнувшему штурмом овладеть укреплениями.

28. Самые интересные укрепления - в южной части острова. Когда-то они держали пролив Кустаанмиекка (Меч Густава), хорошо заметный позади. Несмотря на то, что промежуток между островами кажется небольшим, через него легко проходят огромные паромы .

29. Здешние бастионы содержат десятки казематов, все они связаны потернами, где можно интересно побродить.

30. В некоторых бастионах сложены старинные пушки, когда-то защищавшие вход в гавань Хельсинки.

31. Маленькая дверка в одном каземате.

32. За ней - длинный коридор с несколькими поворотами, называемый потерной.

33. Потерны связывали различные части крепости между собой.

34. По таким коридорам можно было перемещаться, не боясь вражеских снарядов и пуль.

35. В куртине были складские помещения, где пол выложен кирпичом.

36. Выйдя из казематов, я попал к Королевским воротам, перед которыми лежит одноимённый причал. Когда-то это был парадный вход в крепость. Перед воротами лежит глубокий ров, больше похожий на узкую щель, через которую перекинут поднимающийся деревянный мост.

37. У причала в скалу вбито массивное кольцо.

38. С пристани открывается прекрасный вид на остров Исо Мустасаари (бывший Комендантский), где расположена исправительно-трудовая колония. Там под символической охраной трудятся над реставрацией крепости люди, совершившие незначительные правонарушения.

39. Неподалёку от ворот можно увидеть крошечную подводную лодку «Весикко» постройки 1930-х годов. После войны Финляндии было запрещено обладать подводным флотом, в результате чего субмарина долгое время лежала заброшенной на одном из островов Суоменлинны. Сейчас её восстановили и превратили в музей. К сожалению, при моём посещении на двери висел замок.

40. Более века крепость была в составе Российской империи. Нет ничего удивительного в том, что русское командование занималось усилением обороны Гельсингфорса. На острове Ланси Муста (Западном Чёрном, бывшем Стрелковом) сохранилась бетонированная позиция русской береговой батареи.

41. Две массивных двери ведут во внутренние помещения батареи.

45. Они закрыты на замок, успевший изрядно проржаветь.

43. На дверях сохранились следы от небольших снарядов. Крепость участвовала в боевых действиях во время Первой Мировой войны.

44. Батарея была рассчитана на четыре пушки, спрятанных в орудийных двориках за бруствером. Под толстым слоем бетона располагалась галерея для укрытия расчёта и боекомплекта. Для подачи снарядов был предусмотрен небольшой чугунный лючок.

45. К сожалению, сейчас здесь не осталось ни одного орудия, остались только чугунные опоры. Впрочем, на островах сохранилось множество русских пушек, которые можно увидеть в одном из следующих постов.


В середине XVIII века на подступах к Хельсинки было заложено строительство оборонительной крепости, которая со временем строилась, достраивалась и перестраивалась на протяжении нескольких веков, пережив множество войн, переходя из рук в руки и защищая рубежи разных государств Швеции, России и Финляндии.

Сегодня крепость утратила свою военную мощь и приобрела историческую ценность как культурное наследие, как образец военной культуры.

Добраться на острова (кстати, их там аж четыре: Лянси-Мустасаари, Пикку-Мустасаари, Сусисаари и Исо-Мустасаари. Хотя в интернете некоторые пишут, что восемь), особенно летом, не составляет никаких проблем. Паромы к крепости отправляются каждые полчаса - 5€ (билет в обе стороны, действителен 12 часов + бесплатная карта) и вы на месте. А еще можно водным трамвайчиком - 7€. Да, немного дороже, но зато трамвайчик привезет Вас сразу к самому красивому месту крепости - Королевским воротам.

Мы плывем к острову на пароме, и высаживаемся у главной пристани острова Исо-Мустасаари. А значит, нам предстоит пройти пешком весь предложенный в информационном проспекте синий маршрут.

Остров Исо-Мустасаари мне показался не очень интересным с точки зрения туриста. Здесь расположились старые казармы, в которых сейчас живут люди, работающие на острове. Кстати, на острове есть даже школа, детский сад, продуктовый магазин, хостел "Suomenlinna", библиотека и фитнес-центр, целая туча помещений для проведения конференций и разных торжеств, галереи и художественные мастерские. Есть кафе и рестораны. А на паромах, курсирующих между островом и Хельсинки, имеются специальные места для одного-двух автомобилей, чтобы жители острова не чувствовали себя изолированными или лишенными возможности иметь автомобиль:)


"Vanille" - одно из немногочисленных кафе, работающих в Суоменлинне круглый год

Еще на острове есть старый храм. Раньше, давным-давно, он был русским православным, финны его переоборудовали и превратили в лютеранский. Мы зашли, и... вышли, сделав пару снимков.

Зеленые лужайки острова были пусты, что странно. Обычно в таких парковых местах, то там, то тут всегда можно увидеть либо влюбленную парочку, либо мамочек с детьми, либо хозяев, выгуливающих своих четвероногих друзей. Только один раз мы увидели большую группу увлекающихся йогов:)

Пока мы бродили по острову Исо-Мустасаари солнце светило и радовало, но на Сусиссаари погода резко начала портиться. Поднялся пронизывающий ветер и далеко над горизонтом появились свинцовые облака. Господи, хотя бы не пошел дождь!

Остров Сусисаари, на который ведет белоснежный мост, можно по праву считать изюминкой крепости Суоменлинна. Здесь летом в хорошую солнечную погоду можно провести целый день и будет не скучно. Нам было не скучно даже в холод. Да, ну не повалялись на пляже, зато полазили по крепостным стенам и холмам, оказавшимися землянками, исследовали бастионы крепости, спасаясь от ветра, изучили калибры русских пушек, заглядывали во все места, куда можно заглянуть и где можно спрятаться от ветра.

В одном из десятка отзывов, просмотренных мною, перед посещением крепости вычитала и даже законспектировала (потому, что она меня просто убила глубиной познания военного дела) следующую фразу "На некоторых редутах можно зайти в капониры для орудийной прислуги". Капец, я даже таких слов не знаю! :) Может я и видела эти редуты и капониры, но точно указать в них пальцем у меня не получится. Только если угадывать:)

В музеи мы сначала не пошли, а потом было поздно. Начался дождь, и мы еле успели добежать к уютному кафе, расположенному в одиноко стоящем домике на холме в великолепном парке Пайпера.

Зато мы первым делом посетили на Сусисаари музей-подводную лодку.

Подводная лодка Vesikko

Лично я впервые в своей жизни оказалась на подводной лодке. Пусть маленькой, пусть крохотной, пусть старенькой, но на подводной! Просто фонтан эмоций!


Прайсы музея подводная лодка "Vesikko"

Я не знаю, как и сколько можно продержаться в замкнутом и сильно ограниченном пространстве, зная, что ты находишься под водой. Как вообще можно выдержать жуткое соседство работающего механизма и не иметь возможности спокойно выспаться. Подводники, они вообще люди?


Ну хорошо, я могу допустить, что можно спуститься на некоторое, (уточняю) непродолжительное, время под воду. Даже допускаю, что можно наверно, спокойно улечься на тех крохотных кроватях. Но как в этой консервной банке можно уследить за всеми стрелочками на сотне приборов?!

Летнее кафе Piper

Как только мы прошли предложенный организаторами маршрут, пошел дождь. Сначала просто накрапывал, но потом, просто превратился в стену воды. Дождь и время обеда будто сговорились о свидании в крепости Суоменлинна. И мы воспользовавшись случаем, заглянули в одинокий домик на опушке парка Пайпера - летнее кафе "Piper"


Все прятались от дождя, и людей набилось внутрь, словно селедки в бочке. Поэтому сделав удачный выбор финского супа - свежесваренный и горячий (что было просто замечательно, учитывая, нашу степень обледенения), и не очень удачный выбор десерта - какой-то слоеный коржик в сахаре (коржик выглядел красиво и аппетитно, а на вкус был простым, без восторгов) и кофе (который нивелировал поражение коржика): Так о чем это я? А! Сделав выбор, мы вышли на веранду, нашли единственный столик, на который не попадали капли дождя и в компании с воробьями наслаждались финским дождем и покоем.

Что сразу приходит нам в голову, когда мы говорим о Финляндии? Конечно, Хельсинки! А что в первую очередь ассоциируется с городом Хельсинки? Безусловно, крепость Свеаборг, или, как ее еще называют, Суомелинна.

Древнейшая крепость, построенная еще в те времена, когда Финляндия была частью Швеции, является неотъемлемым символом страны. Она отмечена ЮНЕСКО как часть архитектурного и культурного наследия и неизменно привлекает тысячи туристов ежемесячно.

История крепости начинается в середине 18 столетия, в 1748 году. Построенная на Волчьих шхерах – близлежащих островах – она должна была защищать город от вторжений вражеских войск. С этой задачей сооружение великолепно справлялось вплоть до 1808 года, когда оно было захвачена русскими войсками после продолжительного сражения. С тех пор и на последующие 110 лет Свеаборг оказался под контролем России. Во времена Крымской войны крепость сдерживала нашествие англо-французских войск.

В 1918 году Финляндия стала самостоятельным государством и Свеаборг получил новое имя – Суомелинна, что в переводе со шведского означает «финская крепость». В течение примерно полувека здание принадлежало военным, служило базой для артиллерии, пока в 1973 не приобрело статус музея.

С 1991 года Суомелинна внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО как ценный архитектурный и культурный памятник.

Свеаборг сегодня: что посмотреть и чем заняться

Сегодня Свеаборг является музеем и визитной карточкой Финляндии. Развлечение здесь себе найдут и взрослые, и дети; и любители архитектуры, и ценители разнообразной военной техники, которая здесь имеется в изобилии. Туристы также отметят красивейшую природу, а гурманы найдут себе местечко с вкуснейшей национальной кухней в старинном средневековом антураже. В этой крепости есть все, даже действующая тюрьма, так что имеет смысл приезжать к открытию, чтобы в вашем распоряжении был целый день.

Перечислим кратко основные музеи Суомелинны:

  • собственно, музей Суомелинна. Все, что осталось сохранным за долгие годы существования крепости, вы можете внимательно рассмотреть в этом музее
  • военный музей «Манеж», где можно во всех подробностях изучить финскую военную технику
  • музей Ehrensvärd, в котором, среди прочего, хранятся картины художника, проживавшего и творившего непосредственно в крепости
  • подводная лодка Vesikko обязательна к посещению – это редкая возможность увидеть изнутри реальную лодку времен Второй мировой войны
  • таможенный музей, название которого говорит само за себя
  • и на десерт – музей игрушек, собравший коллекцию мишек, кукол и прочих детских игр за период порядка двух сотен лет. Если вы приехали в Свеаборг с детьми – обязательно оставьте час-полтора на этот музей, тем более что при музее есть очень милое кафе.

Небольшой нюанс: если вы заранее позаботитесь о приобретении Helsinki Card, посещение музеев обойдется вам… Бесплатно!

Помимо музеев, сама крепость тоже достойна внимания. Форты, казармы, бастионы и древние крепостные стены не оставят вас равнодушными.

  • Отдельное внимание нужно обратить на Большой двор с характерной искаженной перспективой зданий.
  • Интересны Королевские ворота, поставленные еще в 1754 году на месте, где, по легенде, король Швеции стоял и наблюдал за строительством крепости.
  • Бастион Зандер поразит выставкой древнего оружия и массивностью.
  • Доки Суомеллины — самые старые из сохранившихся на территории Европы.
  • Кронверк Эренсвярд просто красив сам по себе.

А на случай, если крепость вы осмотрели, музеи посетили и у вас осталось свободное время (что вряд ли), или вы приезжаете в Суомелинну не первый раз – крепость предлагает своим гостям множество интересных мероприятий. Ежегодно, вне зависимости от сезона, здесь проводятся выставки, концерты, спектакли под открытым небом, а также оперные постановки и даже парусные регаты.

Адрес на карте

Адрес крепости Свеаборг очень прост:

  • Suomenlinna C74, Helsinki

Как добраться

Крепость Свеаборг расположена на острове, поэтому, если у вас нет личного вертолета, способ добраться только один – по воде.

Самый простой способ – общественный транспорт, паромы НКL, которые с интервалом 40-60 минут ходят от рыночной площади Хельсинки, начиная с 6 утра и до 6 вечера.

Если паром вам не нравится – воспользуйтесь речным трамваем JT-line. Стоимость что одного, что другого вида транспорта порядка 5 евро. Билеты можно купить как в предварительных кассах, так и непосредственно на борту.

Расстояние до крепости Свеаборг от столицы примерно два километра, так что дорога будет недолгой, не больше пятнадцати минут.

Время работы

Музей Суомелинна открывается в 9.45 утра и работает до 18 часов вечера. Примерно до этого же времени открыты для посетителей и другие музеи, находящиеся на территории крепости – музей игрушек, Манеж и другие. Часть из них закрывается в 17.00 или в 17.30.

К счастью, кафе и рестораны работают дольше, поэтому после посещения музеев вы сможете с аппетитом поужинать. Последнее заведение общепита на острове закрывается в 23.00.

Официальный сайт

Если вам оказалось мало предоставленной в данной статье информации, она вас только раззадорила и вам хочется больше подробностей; или же у вас остались вопросы – исчерпывающие данные можно найти на официальном сайте крепости Свеаборг (Суомелинна) по адресу www.suomenlinna.fi/ru/ . Вся информация на сайте предоставлена, в том числе, на русском языке, так что рекомендуем его к изучению, если вы собираетесь посетить Хельсинки во время ближайшего отпуска.

Карта крепости Свеаборг

Х очу рассказать про Cвеаборг - шведскую крепость расположенную на нескольких островах.
Когда-то она была ключом к Хельсинки и к всей Финляндии... а сама Финляндия была шведской провинцией. Именно шведы строили крепость и вложили в нее большие деньги, надеясь на ее неприступность. Это место с неоднозначной судьбой. Крепость которая так и не оправдала возложенных на нее надежд. Туристу до крепости можно добраться только на пароме. Она находится на островах и имеет более 6 км крепостных стен и укреплений.



Крепость и колоритная и мощная. Это видно сразу.

Стену местами чудовищной толщины...

Её строительство началось в 1748 году. Вместо намеченных 4-х лет оно длилось 40 и так и не было закончено в том виде, в каком задумал ее создатель Августин Еренсвард. При шведах крепость называлась Sveaborg - т.е. шведская крепость. Финны же называли ее Виапори (Viapori), а когда ушли русские и Финляндия обрела полную самостийность - Суоменлинна, что означает Финская крепость...)))))

Строительством руководил Августин Эренсвэрд - архитектор, кораблестроитель, морской и артиллерийский офицер. В его жизни были только две страсти - Свеаборг и женщины флот. Человек был фанатично предан своему делу.

Если средств на строительство не хватало, мог отдать свое жалование и даже срезать серебряные знаки различия. Августин был здесь планировщиком, архитектором, распорядителем, наемщиком и управдомом; а помимо того, каждый год убеждал Стокгольм не перекрывать финансирование самой масштабной стройки в стране (первые восемнадцать лет строительства обошлись короне в 90 бочек золота).

За пыл и трудолюбие граф Эренсвэрд получил чин маршала. Он умер в 1774 году и был похоронен в крепости, так и не увидев свое детище завершенным...

Выше на фото его могила...

Катакомбы тут капитальные, но о них позже.

Увы, хорошего фотоаппарата с собой не было)))

Тут было все. И запасы продовольствия для длительных осад и сухой док для ремонта кораблей и защищенные от бомбардировок казармы.

Ворота у крепости хитрые, двойные. Если открыты одни, обязательно закрываются вторые и наоборот. Тем самым создается невозможным внезапная атака противника и большая пропускная способность, даже если противник сам их откроет.

Под мостами ров...

Не смотря на все самое современное на то время в строительстве, 4 мая 1808 года русские войска осадили крепость и он была взята. Как ни удивительно, но случилось это после непродолжительной осады, несмотря на явное превосходство шведов в артиллерии (1000 орудий против русских 40)!!! Из 8 тыс. гарнизона погибло ВСЕГО 5 человек .

КАК ПРИ ВЗЯТИИ КРЕПОСТИ РУССКАЯ СМЕКАЛКА СРАБОТАЛА

Доподлинно не известно почему именно сдалась крепость, но существует версия, что во время зимней осады, жены шведских офицеров истосковавшись по мужьям понабрались наглости и попросились у русских съездить к мужьям на побывку... русские их пропустили и даже дали транспорт и охрану. Жены ездили в крепость всю зиму, а наши постоянно твердили им, что сопротивление бесполезно, что весной придет русская эскадра и многие в крепости погибнут от штурма и обстрелов... к чему лишние жертвы?
Наши предлагали шведкам уговорить мужей сдаться. Взамен обещали свободу передвижения, а их мужьям продолжение службы в крепости, но уже русскому императору, с возможным повышением в окладе...

Весной комендант крепости пригласил русского военачальника и сообщил ему, что если русская эскадра подойдет к крепости быстрее шведской, он сдаст крепость.

,
Если верить гугглу, это и есть русская эскадра, а гугглу я верю даже больше чем Веллеру)))

Итак, весной пришла русская эскадра, а шведы запоздали... и крепость сдалась без единого выстрела. Так шведские женщины лишили Швецию провинции, но сохранили своих мужей. Огромные средства потраченные на строительство крепости были потрачены зря...

Многие с гарнизона крепости остались жить в Хельсинки, некоторые вернулись в Швецию.
Комендант крепости адмирал Кронштедт попал под трибунал по обвинению в измене, а его родственники в Швеции принуждены были менять свои фамилии...

Шведский трибунал приговорил коменданта к смертной казни, но русский император отменил это решение и его не ослушались и отпустили Кронштедта на волю... такое вот было почтение к русскому императору)))))

В 1809 году Финляндия стала частью Российской Империи (Фридрихсгамский мир).

ЕЩЕ ОДИН СЛУЧАЙ КОГДА РУССКИМ СМЕКАЛКА ПОМОГЛА

6 августа 1855 года под стенами крепости появилась англо-французская эскадра. Шла Крымская война и союзники, воевавшие против Российской империи решили, выражаясь современным языком, растащить группировку противника. 9 августа начался обстрел. Устаревшие крепостные орудия не могли причинить союзному флоту ощутимого вреда. Дальнобойных орудий просто не было. Обстрел продолжался три дня. Были большие потери среди гарнизона и разрушения в крепости.

Существует легенда счастливого спасения крепости. В ходе осады русские провели инвентаризацию пороха и вооружения и нашли на складе старые дальнобойные шведские пушки. Они выкатили три штуки на стену, убойно зарядили и вечером выстрелили в сторону неприятельской эскадры. Этими выстрелами они потопили один корабль и ещё один серьезно повредили. Англичане и французы решили, что к русским пришло подкрепление и появилась дальнобойная артиллерия. Дальнейшая осада стала опасна. Ночью англичане и французы подняли якоря и ушли в море - осада была снята.

После крымской войны в крепости была проведена реконструкция, построены новые укрепления и арт.позиции, установлены более современные орудия.

На территории крепости имеется церковь. Построили ей наши, а её ограда их шведских орудий очень напоминает ограду у Спасо-Преображенского собора в Питере... церковь уникальна, ночью она играет роль маяка.

Русские казармы... они были построены нашими солдатами после захвата крепости.

1906 год - восстание гарнизона Свеаборга. Повод - арест комендантом крепости минной роты в полном составе. В июле, в части Балтийской эскадры, стоявшей в Ревеле, началось сильное брожение. В целях предупреждения десанта матросов на острова Свеаборгской крепости комендант отдал приказ поставить мины у входа в Свеаборгский рейд. За неподчинение приказу минеры были окружены пехотой, обезоружены и посажены под арест. Артиллеристы (3 роты) решили освободить товарищей.

Последовавшая кровавая схватка артиллеристов с двумя ротами 1 Свеаборгского крепостного батальона послужила началом этого знаменитого восстания. Восстание было подавлено силами Свеаборгского крепостного полка и кораблей Балтфлота.

Есть в крепости и разветвленная система подземных ходов. Каменные стены потрясно сохранились и сегодня. Только там жутко темно и встречаются лужи... причем достаточно глубокие... к счастью хоть не заминировано)))) я попытался там побродить и вышел с мокрыми ногами))) но зато снял несколько переходов))) По ним можно и прогуляться... и даже заблудиться))))

Не очень приятно там ходить)))

В I мировоую войну Свеаборг входил в состав флангово-шхерной позиции Крепости Петра Великого и использовался как база минного флота.

Крепость Свеаборг и близлежащие острова стали частью “морской крепости имени Петра Великого”, которая должна была защищать Санкт-Петербург.

Во время гражданской войны в Финляндии (лето 1918) здесь был концлагерь для финских красногвардейцев, из которых много умерло от голода и болезней. С этого времени крепость называется Суоменлина (Финская крепость) и служит военноморской базой финского государства.

Во время Зимней войны крепость несколько раз бомбила советская авиация, впрочем, без особого успеха...

Ныне Свеаборг - культурный и музейный центр, много артистов и художников живут постоянно на островах, есть летний театр, Северный Институт современного искусства, много музеев, причем весьма интересных.

В крепости находится самый старый сухой док в Европе - корабли на этой верфи строят с середины XVII века (до 24 кораблей одновременно). Уникальность Свеаборга в том, что гигантский форт предназначался и для флота, и для пехоты. Бастионы и укрепления могли вместить 1 300 пушек, а гавань была в состоянии принимать крупные корабли.

В Свеаборге, в семье морского врача в 1811 году родился Виссарион Белинский.

На юге Сусисаари плавно переходит в остров Кустаанмиекка (Kustaanmiekka, то есть Королевский Меч). На стыке двух островов в бывшем пороховом складе размещается экспозиция береговой артиллерии. К ней прилагается любопытный экспонат - единственная финская подлодка Vesikko. Финское правительство купило ее в Германии в конце 1930-х годов. Во Вторую мировую Vesikko для начала торпедировала советское торговое судно, но тут случилась блокада Ленинграда, советский флот был отрезан от моря и субмарина осталась без работы. После окончания войны союзники запретили Финляндии иметь подлодки, и все субмарины флотилии были распроданы, кроме Vesikko, которую передали военному музею и по частям перевезли в Свеаборг.

В перестройку у одинокой подлодки появилась подружка - бывший зять президента Мауно Койвисто купил в Лиепае списанную субмарину К-77 без ядерного реактора, установил ее в гавани Хиеталахти и открыл на борту ресторан. Через четыре года истек срок аренды, и гастролерша отправилась во Флориду, где ее безуспешно пытались продать с аукциона eBay, пока К-77 не заприметила кинокомпания, запускавшая в производство блокбастер "К-19" с Харрисоном Фордом. Подружка стала кинозвездой, а Vesikko так и остался скучать на Свеаборге... (с)