Большие вяземы население. Усадьба Большие Вязёмы. Большие Вяземы - история


  • Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Недалеко от Москвы на берегу речки Вяземки расположена старинная усадьба. Она знаменита как бывшая царская резиденция и поэтическая родина А. С. Пушкина. На территории имения собрано несколько десятков памятников русской истории и культуры 16 - 19 вв.: дворец, храм, парк, хозяйственные постройки. Усадьба Большие Вяземы хранит богатое культурное наследие.

    С ней неразрывно связана судьба А. Пушкина. Неподалеку от Больших Вязем, в поместье бабушки, проходило детство поэта. Впоследствии прообраз усадьбы неоднократно появлялся на страницах пушкинских сочинений. На территории усадеб Большие Вяземы и Захарово в 1994 году был создан Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина.

    Что посмотреть

    В центре усадьбы высится старинная церковь Преображения. Это красивое белокаменное здание, украшенное вертикальными башнями, декоративными проемами и арками. Архитектура церкви Преображения оказалась настолько необычной для своего времени, что дала начало новому типу храмов, именуемых ныне годуновскими. Рядом с церковью сооружена изящная трехпролетная звонница, относящаяся к тому же времени, что и сам храм. Весь комплекс огражден красивой кирпичной изгородью. Церковь Преображения значится в числе наиболее ценных историко-художественных элементов усадьбы Большие Вяземы.

    Напротив церкви разместился уютный парк с выходом на пруд. Небольшие тропинки делят его на ровные аккуратные сегменты. В парке можно посмотреть памятник Александру Пушкину, возведенный к 200-летию со дня рождения поэта. А еще здесь находится памятный камень, заложенный в честь остановки в Больших Вяземах русской и французской армий в 1812 году. На берегу пруда построена маленькая лодочная станция. Стоимость аренды лодки - 220 RUB/час.

    Церковь Преображения значится в числе наиболее ценных историко-художественных элементов усадьбы Большие Вяземы.

    Одновременно с парком был основан дом-дворец князя Голицына. Именно он стал прообразом имения знаменитого повесы Евгения Онегина. Внутри дворца представлена интересная экспозиция. Она повествует о жизни усадьбы в пушкинские времена. Известно, что во дворце содержалась огромная библиотека и архив с редкими документами. Но интерьеры гораздо интереснее осматривать с экскурсоводом.

    Большие Вяземы - крупный поселок городского типа, находящийся в 20 километрах от города Одинцово в Московской области.

    В первую очередь Вяземы связаны с именем Пушкина. Все детство, вплоть до поступления в лицей, Александр Сергеевич провел в усадьбе Захарово, находящейся по соседству с Большими Вяземами. Захарово принадлежало бабушке поэта по материнской линии, Марии Алексеевне Ганнибал. Именно в Захарово и Вяземах Пушкин впервые столкнулся с русской природой, с жизнью помещиков и крестьян, здесь начал писать свои первые стихи.

    В имении Марии Алексеевны не было храма, и Пушкины ездили в Вяземы на церковные службы. На одном из балов, устроенных в Вяземах, поэт впервые встретился с Натальей Гончаровой.

    Два имения нашли отражение в поэме «Евгений Онегин». Захарово стало прототипом усадьбы Лариных, а Большие Вяземы - Онегинским домом. Дворец Голицына, владельца усадьбы в Больших Ваземах, именуют Домом Пиковой дамы. Пушкин никогда не скрывал, что прообразом главной героини повести была княгиня Н.П. Голицына, мать хозяина имения Вяземы. История этого имения связана не только с родом Голицыных, но и с другими известными фамилиями. С какими же?.. Вы узнаете это, прочтя текст до конца.

    Большие Вяземы - история

    Сейчас Большие Вяземы занимают второе место в Одинцовском районе по числу промышленных предприятий. Но было ли так всегда? Чем привлекательны Большие Вяземы для экскурсионных туров? Давайте перенесемся на четыре с половиной столетия назад.

    В России узнали о Больших Вяземах в 1556 году . Здесь можно было остановиться для того, чтобы поменять лошадей и отдохнуть перед прибытием в Москву - еще не усадьба, а ямская станция, Большие Вяземы были последней остановкой на Смоленской дороге перед прибытием в столицу. Здесь частенько назначались встречи с иноземными послами, не удостоенными чести быть принятыми на шикарном приеме в царских палатах.

    Возможно, именно политическая важность сыграла решающее значение в том, что в 1586 году Большие Вяземы были пожалованы Борису Годунову. Он моментально развернул на ям-станции строительство.

    Большие Вяземы меняются на глазах. Вырастают барский дом, Никольская церковь, храм Преображения Господня. Закладывается Иоанно-Богословский монастырь , строится здание ярмарки . Все это великолепие Борис Годунов окружает деревянной стеной с пятью сторожевыми башнями. Большие Вяземы, по сути, превращаются в крепость.

    В годы Смуты Большие Вяземы становятся загородным дворцом Лжедмитрия. В 1606 году здесь останавливается Мария Мнишек. Она привезла с собой многотысячную свиту и пробыла во дворце совсем недолго. А после ее отъезда в усадьбе Большие Вяземы вспыхнул сильный пожар, уничтоживший большую часть имения. Смутное время было щедро на восстания, которые нередко заканчивались пожарами. В одном из них сгорел и терем Бориса Годунова…

    Пришедший к власти Михаил Федорович, основатель династии Романовых, в 1618 году приписал усадьбу Большие Вяземы к дворцовому ведомству.

    Последующие несколько десятилетий не были отмечены какими-либо важными событиями. Постройки Больших Вязем потихоньку начинают хиреть.

    В 1694 году, благодаря Петру Первому, усадьба становится собственностью Бориса Голицына и с тех пор Большие Вяземы навсегда связаны с родом Голицыных. И, хоть сподвижник первого российского императора уже имел комфортное имение Дубровицы, он много сил положил на возрождение Вязем. Сам же Петр I всего два раза приезжал в Большие Вяземы - в 1701 и 1705 годах.

    В Больших Вяземах, помимо господского дома, были суконная фабрика, две мельницы, конский завод и плотина. Село насчитывало 30 дворов. В конце XVIII века здесь был выстроен дворец, вокруг которого разбили красивый парк. По нему-то и любил гулять А.С. Пушкин , приезжая в Вяземы.

    Интересен факт, что в 1812 году в Больших Вяземах останавливались и Кутузов, и Наполеон. Документальных подтверждений не сохранилось, но поговаривают, что они могли ночевать в одной и той же комнате с разницей всего в сутки!

    В Больших Вяземах бывали также Павел I, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой.

    Последний владелец усадьбы, Дмитрий Борисович Голицын, в 1908 году устроил в Больших Вяземах дачный поселок . Красивая, истинно русская местность полюбилась русской аристократии.

    Но пришла революция, и Вяземы превращаются в совхоз. В барском доме размещается приют для беспризорников. Впоследствии в усадьбе Большие Вяземы сменили друг друга с десяток различных учреждений: санаторий, парашютная школа, танковое училище, разнопрофильные институты.

    Из имения было вывезено около 60 ценностей, среди которых были гравюра с изображением родословного древа Голицыных и фамильные драгоценности. По районным библиотекам разошлись уникальные семейные книги.

    Что можно посмотреть, приехав в Большие Вяземы с экскурсионным туром?

    Хорошо, что люди имеют привычку одумываться вовремя. В конце 1980-х годов в Больших Вяземах краеведы начинают создавать музей.

    А в 1994 году здесь образуется Историко-литературный музей-заповедник Пушкина , состоящий из двух усадеб - Захарово и Большие Вяземы . В этом же году музею присваивается звание Государственного музея-заповедника.

    Сейчас, приезжая в Большие Вяземы с однодневным туром, можно увидеть дворцово-парковый ансамбль, сохранивший элементы XVI века, Преображенскую церковь, дворец с двумя флигелями, звонницу, несколько бытовых построек и парк XIX века.

    Музей очень интересен, в нем представлены самые разнообразные экспозиции - есть даже кукольные комнаты и оловянные солдатики в мундирах XIX века. Интерьеры комнат, мундиры, портреты хозяев… Здесь по-настоящему уютно, отсюда не хочется уходить.

    В Захарове сохранился пруд, на берегу которого Пушкин любил сидеть, подбирая рифмы к словам. Здание усадьбы полностью восстановлено и в нем находится «музей детства» поэта . Здесь хранятся поистине уникальные вещи, рассказывающие о культуре XVII-XIX веков.

    Если вы цените наследие, доставшееся нам от лучших представителей русской аристократии, если хотите познакомить детей с историей России, неотделимой от истории отдельно взятых людей, вам непременно нужно поехать на выходные в Большие Вяземы. Пройтись по аллеям парка, посидеть у пруда, посетить экспозиции, увидеть оригинальную звонницу и зайти в храм… Можно с уверенностью сказать, что усадьба Большие Вяземы не разочарует и надолго запомнится.

    Усадьба Большие Вязёмы в Подмосковье – одно из самых очаровательных и посещаемых пушкинских мест. Это часть Государственного историко-литературного музея-заповедника . В , находящейся в пяти км от Больших Вязём, поэт провёл шесть летних сезонов с 1804 по 1810 год. Эти два места стали для Пушкина символом сельской России, отражённой во многих произведениях, в том числе в поэме «Евгений Онегин».

    Усадьба Большие Вязёмы , красивейший дворцово-парковый ансамбль XVII-XVIII веков , находится на берегу реки Вязёмка, в 54 км на запад от Москвы. На территории усадьбы расположены Голицынский дворец с несколькими флигелями, Спасо-Преображенский собор, оригинальная звонница, старинная плотина и другие достопримечательности. Ухоженный парк и живописные окрестные леса сочетаются в Больших Вязёмах с множеством памятников истории и культуры.

    История усадьбы

    Большие Вязёмы упоминались в летописях начала XVI века как поселение на Большой Смоленской дороге. В 1585 году они были пожалованы государем Иваном Грозным шурину Борису Годунову, превратившему своё владение в небольшую крепость. Всего за один год им были построены деревянный терем с флигелями и храм Преображения Господня, крепостная стена, плотина. Эти сооружения, созданными зодчими Бориса Годунова, сохранились до наших дней.

    В смутные времена начала XVII века усадьба на короткое время стала загородной резиденцией царя Лжедмитрия I и его супруги Марины Мнишек. В конце XVII века подарил Большие Вязёмы своему соратнику в борьбе за власть – князю Борису Голицыну. В 1784 году его правнук, Николай Голицын, построил дворец заново, и в этом виде главное здание дошло до наших дней.

    Во время в Вязёмах останавливался полководец Михаил Кутузов, а после него – император Наполеон. В разное время здесь побывало немало известных и выдающихся людей. Среди них – император Павел I, литераторы Н. Гоголь, В. Брюсов, Л. Толстой, А. Ахматова и , путешественник Н. Пржевальский. Важнейшим для музея обстоятельством считается то, что он тесно связан с именем поэта А. Пуш кина. Неподалёку от Вязем поэт подрастал, посещал местный храм и гостил в этой усадьбе у Голицыных. На местном кладбище находится могила его умершего шестилетнего брата Николая.

    Имение оставалось собственностью семьи Голицыных до 1917 года. В годы советской власти дом ветшал и приходил в запустение. Лишь в 1980 году в усадьбе началось создание небольшого музея, а в 1994 году Большие Вязёмы были объявлены государственным музеем и начались реставрационные работы.

    Памятники

    Весь комплекс памятников усадьбы-музея интересен, но наибольший интерес посетителей вызывают собор со звонницей и особняк с двумя флигелями. Комнаты особняка великолепно декорированы мебелью и предметами обихода конца XIX — начала XX века, собранными для музея в схожих дворянских имениях. В интерьерах Голицынского дворца мастерски воссоздана атмосфера пушкинских времён: жилые и парадные покои – такие, какими их мог видеть поэт в юном и более позднем возрасте при посещении дома.

    Парадная столовая – та самая, в которой подавали обед гостившему здесь императору Павлу I, а может быть, и непрошеному гостю, . Библиотека временно служила помещением для штаба русской армии. Масонский зал хранит портреты высокопоставленных членов ложи и мозаичные символы организации вольных каменщиков. В кокетливой дамской гостиной все словно как при Наталье Петровне Голициной, ставшей прообразом героини знаменитой пушкинской «Пиковой дамы». Сам дом, хорошо знакомый поэту, стал для него прообразом сельского имения Евгения Онегина, рядом с которым находилось более скромное пристанище Лариных – Захарово.

    На прилегающих к зданиям аллеях , прогулочных дорожках и площадках есть немало памятных обелисков, посвящённых известным людям и знаменательным датам XVI — XX века. Парк и пруд дают представление об искусстве мастеров старинного ландшафта. При музее проводится постоянная работа по восстановлению помещений усадебных служб и конного двора, а также организации новых тематических экспозиций.

    Интересным направлением деятельности Государственного историко-литературного музея заповедника А. С. Пушкина стали праздничные мероприятия , посвящённые пушкинским и историческим датам, регулярные «Музыкальные вечера в русской усадьбе», проводимые в каминном зале. Детский центр усадьбы Вязёмы приглашает юных слушателей и зрителей на тематические уроки, концерты, игры и фестивали.

    Усадьба Вязёмы (Россия, Московская область, Одинцовский район, Большие Вяземы), чуть в стороне от Можайского шоссе

    Как добраться? Проезд общественным транспортом: с Белорусского вокзала электропоездом до станции Голицыно, далее автобусом №38, №39, №50 или маршрутным такси №38, №39, №79 до остановки «Институт» (3-я остановка) или 20 минут пешком (~ 1 км). На автобусе или автомашине: 44 км Можайского шоссе.

    Схема проезда

    Впервые данное название встречается в документах XVI века, начиная с 1556 года. При Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. В конце XVI в. здесь значилась «церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда» — сообщает Пискарёвский летописец. Тогда же была построена звонница псковского типа, нехарактерная для этих мест по своей архитектуре. Когда Вязёмы отошли к Борису Годунову, неизвестно; первое упоминание об этом приурочено к 1585—1586 гг. Был при Годунове в селе боярский дом, многочисленные службы, и фруктовые сады. Но своей известностью село все — таки обязано церкви Преображения Господня.
    Монументальный, четырёхстолпный храм на высоком арочном подклете необычайно красив. По бокам здание имеет два придела, завершённые рядами кокошников и малыми главами. Фасады расчленены лопатками на три прясла и завершены полукруглыми закомарами. Щелевидные окна в профилированных амбразурах обрамляют архивольты. С трёх сторон здание огибает гульбище на аркадах. Завершён храм каноническим пятиглавием.

    В конце XVII в., а точнее — в 1694 г. усадьба в Вязёмах была пожалована Петром I своему воспитателю, князю Б.А. Голицыну «за спасение во время стрелецкого бунта». Новый владелец не рассматривал Вязёмы как свою главную вотчину, основное внимание он отдавал другому пожалованному имению — Дубровицам.
    Усадебный дом был выстроен «Мая 1-го дня 1784 года» правнуком Б.А. Голицына — отставным полковником Николаем Михайловичем. Строгая архитектура здания уже несколько архаична для конца XVIII в. и кажется скорее принадлежащей петровскому времени. Флигели построены ранее главного дома: левый — в 1771-м, правый — в 1772 году.
    Местные жители нарекли голицынский дворец — «Дом Пиковой дамы». Прототипом героини пушкинской повести была княгиня Н.П. Голицына — властная женщина, пользовавшаяся исключительным влиянием при дворе, дожившая почти до столетнего возраста. Большими Вязёмами владел её сын — Борис Владимирович Голицын. Таким образом, «Пиковая дама», вопреки распространённому мнению, никогда не была хозяйкой Вязём. Но она часто наезжала сюда, осуществляя бдительный контроль за имуществом своего рода.
    Ныне все усадебные постройки отремонтированы, в главном усадебном доме — музей, храм — отдан верующим.

    1. Главный дом
    2. Гостевой флигель
    3. Кухонные флигель
    4. Церковь
    5. Звонница
    6. Сторожка
    7. Ограда церкви
    8. Конный двор
    9. Флигели на конном дворе
    10. Памятник А.С. Пушкину
    11. Регулярный парк

    План усадьбы 1949 г. по обмерам Е.П. Щукиной




    Архивные материалы усадьбы Вяземы




    Персоналии

    Б.В. ГОЛИЦЫН, 1769-1813, сын бригадира князя Владимира Борисовича и княгини Натальи Петровны, рожденной графини Чернышевой, старший брат Московского генерал-губернатора, светлейшего князя Дмитрия Владимировича, родился 6 января 1769 г.; начал службу в 1781 г. в Семеновском полку, в котором и служил до 1796 г., до чина полковника. В Польскую войну 1794 г. награжден орденом св. Георгия 4-й ст. В 1798 г. произведен в генерал-майоры, а в следующем году в генерал-лейтенанты. Это была эпоха кратковременного, но богатого неожиданностями царствованья Павла I, в котором за необычайными милостями нередко следовала столь же быстрая опала лица, еще накануне пользовавшаяся почестями и влиянием. Князь Голицын, по видимому, не избег участи многих: 24 Марта 1800 г. он был уволен от службы, «за то, что приказал бить в барабан перед домом германского консула в Риге Тромповского так долго, что младенец оного Тромповского от испугу умер». По вступлении на престол Императора Александра, он снова принят на службу (26 Марта 1801 г.) и затем последовательно сделан шефом Павловского гренадерского полка (1802 г.) и инспектором по инфантерии Смоленской инспекции. Принимал участие в главнейших сражениях Отечественной войны 1812 г. и был ранен под Бородином; от этой раны он и умер в Вильне 6 Января 1813 г.; погребен в церкви села Большие Вязёмы, Московской губернии.
    Князь Голицын был холост, но после него остались две дочери «Зеленские», из которых одна была замужем за профессором С.П. Шевыревым, а другая, Анна Борисовна, за Тверским губернатором Бакуниным. Княгиня Тат. Вас. Голицына, жена его брата, «по доброте, взяла этих сироток к себе и воспитывала, но от старой княгини (мать князя, „princesse moustache“) существование их скрывали».
    В русской литературе князь Голицын известен как писатель — беллитрист, поэт и критик. Получив прекрасное домашнее образование, он превосходно изучил иностранную, особенно французскую, литературу и в совершенстве владея языком Мольера и Pacинa, о чем свидетельствует целый ряд литературно-критических его сочинений на французском языке.
    В русской литературе Голицын писал под псевдонимом Дм. Пименова и печатал критические статьи и стихотворения в журналах того времени. В 1809 г. им изданы в Москве,Нравственные рассуждения герцога де-ла-Рошфуко, пер. с Французского", о которых С. Н. Глинка говорить: «Он очень удачно перевел Рошфукольдовы мысли и напечатал их под чужим именем».
    По отзыву того же Глинки, князь Голицын был истинно -русским человеком в душе и по убеждениям. «Я хочу учиться в Poccии по-русски», говорил он, и быть русским. Много читал я по-французски и к стыду моему мало занимался русским. Катон Старший принялся за греческую азбуку; некоторые осуждали его за это, но не я. Приступая к русскому учению, скажу по-русски: «век живи, век учись». Он убедил Мерзлякова преподавать ему русскую словесность, Калайдовича - русскую историю. Князь Б. В. Голицын завел у себя pycские вечера, на которых читалось все русское, при чем хозяин дома прослыл, чтобы его останавливали, когда к русскому он примешает французское. Как великолепный танцор, он имел прозвище «Boris-Yestris»; по отзыву современницы, был «очень хорош собой, умен и по своему времени получил воспитание как немногие».

    (С портрета, писанного Изабе; собственность князя Н. И. Оболенского, в Москве)

    В.В. Суслов Церковь Преображения Господня и звонница, в селе Вяземах, Московской губернии, Звенигородского уезда

    В.В. Суслов Памятники древне-русского зодчества, в. 2, Санкт-Петербург, 1896

    Означенное село, Вяземскаго стана, находится в 15 верстах к Ю-В. от г. Звенигорода, близ Смоленскаго тракта, при реке Вяземке (1). Оно принадлежало Царю Борису Федоровичу Годунову (ум. 1605 г.), a после смерти его было причислено к Дворцовому ведомству.
    В конце XVI ст. здесь существовала каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, время построения которой осталось неизвестным (2). В 1680 г. она была причислена к Загородской десятине.
    Кроме Троицкой церкви, в селе Вяземах находились в XVI ст. храм во имя Николая Чудотворца с приделами (Афанасия Александрийского, Сергия Радонежского и благоверных князей Бориса и Глеба) и монастырь Иоанна Богослова. Оба храма уничтожены в XVII ст., вместе с крестьянскими дворами, Литвою.
    В писцовых книгах 7139 — 7141 (1631—1633) г. — между прочим, упоминается: «... да под селом Вяземою государев пруд каменная плотина,...».
    Под 7154 (1646) г. указывается, что «в селе Никольском, на Вяземе, церковь Живоначальная Троицы, да в пределе церковь Николы Чудотворца, а иные пределы стоят пусты без пения...» (3).
    По писцовым книгам стольника Ивана Афросимова, да подъячего Ивана Васильева 183, 184 и 185 (1675 - 1677) гг.- «село Никольское, Вязема тож, по обе стороны речки Вяземы, а в селе церковь каменная во имя Живоначальная Троицы, да у той же церкви два предела каменные ж: предел Благовещения Пресвятой Богородицы, да предел Архистратига Михаила не освящены, да близ той церкви место, что был монастырь Иоанна Богослова, да место церковное Николы Чудотворца с пределы,...».
    7202 (1694) г. Марта 23, по именному великих государей указу, дворцовое село Вяземы пожаловано боярину князю Борису Алексеевичу Голицыну в вотчину, и в том же году утверждено за ним отказною книгою. В это время в селе, кроме Троицкой церкви, существовала деревянная церковь во имя Николая Чудотворца со всякою церковного утварью (4). В 1701 г. князь Борис Алексеевич Голицын разделил вотчины между детьми своими князьями Алексеем, Сергеем и Василием. Последнему досталось село Никольское, - Вяземы, в котором находилась в 1702 г. каменная церковь во имя Преображения Господня.
    После князя Василия Борисовича Голицына имением владел его сын, князь Михаил Васильевич (ум. 13 Января 1749 г.), а от него перешло к его вдове — кн. Авдотье Михайловне с детьми князьями Николаем, Василием и Александром. Последние в 1755 г.- разделили имение между собою, и село Вяземы досталось князю Николаю Михайловичу Голицыну (5).
    Некоторые указания о селе Вяземах встречаем, между прочим, в дневнике Марины Мнишек (6), где говорится: «2 Мая царица имела свой ночлег в Можайске, а пан Воевода в селении Вяземе, в 6 милях от Москвы. Это селение принадлежало умершему царю Борису. В нем есть дворец, довольно обширный, обнесенный палисадником и окопанный рвом с рогатками. Подле дворца каменная церковь, очень изрядная; иконы и подсвечники в ней богаты и прекрасной работы». В другом месте описывается, что «дворец деревянный, но красивый и даже великолепный. Дверные замки в нем вызолоченные червонным золотом; печки зеленые, а некоторые обведены серебряными решетками». В дневнике послов польских Олесницкого и Гонсевского (16o6 г.) указывается, что «в Вяземе — есть каменная церковь; ограда оной, с шестью острыми деревянными башнями, похожа на крепость» (7).
    В существующих описаниях села Вяземы является странным то обстоятельство, что ранее 1702 г. о церкви Преображения Господня не упоминается. Время построения её, таким образом, становится гадательным. Местные жители приписывают постройку этой церкви царю Борису Годунову и относят к одному времени с постройкою колокольни Ивана Великого в Москве. Это предание, судя по общим архитектурным формам и деталям храма, является вполне вероятным, на что отчасти указывает и корона, сохранившаяся на средней главe.
    Церковь Преображения Господня уцелела почти в первобытном её виде, — уничтожена только лестница, ведущая во второй этаж церкви. На основании местных указаний, она была открытою и вела прямо к средней арке верхней галереи. По этим указаниям, лестница на чертежах реставрирована.
    Рассматриваемая церковь имеет обычное, по своему времени, устройство; с двумя приделами, подцерковьем и двухэтажною открытою галереей. Сложена она, видимо, вся из белого камня, по крайней мере лицевые стороны церкви, за исключением барабанов и закомар главного четырехугольника, облицованы белым камнем. Верхняя части сложены из кирпича без облицовки. Была ли покрыта церковь первоначально по сводам, или, как в настоящее время, четырехскатною крышею, сказать трудно. По аналогии с другими церковными памятниками того же периода, приходится высказаться за первое.
    Наружные украшения имеют довольно мелкие профили, которые по характеру своему, как и впадинки на пилястрах (выше галереи), указывают на некоторое влияние в постройке итальянской архитектуры.
    Западная часть храма несколько вытянута и потому под малыми барабанами устроены особые арочки. В церковных приделах барабаны поставлены каждый на четырех арочках, из которых одни идут по северо-южному направлению, а другие (ползучие) в обратном порядке и опираются в щековые поверхности первых. Дверь из галереи в северный придел расширена. Стенки, отделяющие алтарь от церкви, к которым приставлен иконостас - низенькие и имеют вид преграды. Построение церкви довольно правильное в отношении симметрии и точности размеров, что в древне-русских храмах встречается сравнительно редко.
    В нескольких саженях от храма, на северо-запад, находится очень интересная каменная звонница. Она совершенно сохранилась в первобытном виде, за исключением верхнего покрытия стен, совсем не уцелевшего. Реставрация крыш показана в перспективном виде постройки. Помост звонницы и лестница поддерживаются открытым извне коробовым сводом. С площадки звонницы проведены сквозь перила каменные желоба. Звонница сложена из кирпича; горизонтальные карнизики сделаны из каменных плит и профили их напоминают наличники самой церкви. По общему впечатление, звонница кажется одновременной постройки с церковью. Колоколов на звоннице в настоящее время не находится и здание представляется несколько запущенным.

    1. Семенов «Географическо-Статистический словарь» т. I 1862 г. стр. 585
    2. Об этой церкви находим указание в приходных книгах Патриаршего Каз. Приказа за 7136 (1628 г.) и в переписных книгах из города Дмитрова, Борисоглебского монастыря архимандрита Питирима. В и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.», вып. III
    3. Под 7164 (1655) г., говорится что «декабря 8 патриарх (Никон) ходил в государево дворцовое село Вязему встречать государя...»
    4. Выше было указано, что храм Николая Чудотворца был уничтожен Литвою; здесь же снова говорится о существующей церкви Николая Чудотворца; была ли церковь только разорена или построена вновь, из дела не видно
    5. В. и Г. Холмогоровых «Историчесте материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.», вып. III, стр. 195 - 200
    6. Устрялов «Сказание современников о Димитрии Самозванце»
    7. Там же стр. 123 Означенного дворца и башен в настоящее время не существует

    С. Веселовский Усадьба Большие Вяземы

    Живя в Захарове, Пушкины часто посещали находящиеся вблизи Большие Вяземы. Здесь все было овеяно древними преданиями о бывшем владельце этих мест Борисе Годунове. «Там указывают еще на пруды, будто бы вырытые по его по велению... Вероятно, молодому Пушкину часто говорили о прежнем царе - владетеле села. Таким образом, мы встречаемся, - отмечает П.В. Анненков, - еще в детстве Пушкина с предметами, которые впоследствии оживлены были его гением».
    Одним из источников при работе поэта над «Борисом Годуновым» была «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. В ней упомянуты и Большие Вяземы. Читая о происходивших здесь «воинских потехах» Лжедмитрия, о проезде через эту местность Марины Мнишек, Пушкин мог дополнять эти описания своими воспоминаниями об этой местности.

    Посетитель Больших Вязем и ныне может обратить внимание на небольшую колонну из серого камня, стоящую у интересной по рисунку церковной ограды. Это памятник на могиле Н.С. Пушкина, умершего в Захарове в 1807 г. Смерть младшего брата - одно из тяжелых впечатлений детства великого поэта. Он упоминает о ней в набросках плана к на меченным им автобиографическим запискам.
    В пушкинское время (с 1803 г.) Большие Вяземы принадлежали Б.В. Голицыну. Получив блестящее образование за границей, Голицын сделал военную карьеру, в частности, сражаясь под знаменами Суворова. Однако в царствование Павла, дослужившись до чина генерал-лейтенанта, он вынужден, был выйти в отставку.

    Поселившись в Москве, Б. В. Голицын изучает русскую историю, увлекается собиранием древних рукописей, большую часть года проводя в Больших Вяземах.
    Английский путешественник, посетивший Москву в 1805 г., пишет: «Вечер мы провели у кн. Бориса Владимировича Голицына. Тут я видел всю вашу поэзию: Жуковского, Кокошкина, Мерзлякова и многих, многих других ваших поэтов и прозаиков. Хозяин необыкновенно был любезен, ласков и приветлив со всеми... Иногда думаю, откуда Москва набрала столько людей приветливых!» В 1811 г. Б.В. Голицын принимал у себя бежавшую из Франции противницу Наполеона известную писательницу де Сталь.

    Он был очень близок с И.И. Дмитриевым, а А.Ф. Мерзляков принадлежал к кругу его друзей и часто гостил в Больших Вяземах. Мерзляков пробудил у Б.В. Голицына интерес к памятникам русской литературы и народной словесности. По инициативе Б.В. Голицына А.Ф. Мерзляков в начале г. приступил в его московском доме к публичным чтениям по литературе и теории изящных искусств. Эти чтения были большим общественным событием и первыми общедоступными лекциями в России. Их прервала война с Наполеоном.
    С начала военных действий Б.В. Голицын уехал в армию. Во время Бородинской битвы он находился при М.И. Кутузове и, передавая его распоряжения войскам, был тяжело ранен. Прах Б.В. Голицына, умершего от ранения в январе 1813 г., перевезен в Большие Вяземы и похоронен в местной церкви.
    После Бородинской битвы русская армия остановилась в Больших Вяземах на ночлег. В усадебном доме жил М.И. Кутузов. В одном из писем он сообщает: «Я нахожусь при Вяземе, но так как здесь позиции никакой нет, то отправился генерал Бенигсен назад приискать место, где бы удобнее еще дать баталию».

    В Больших Вяземах неоднократно бывала мать Б. В. Голицына Наталья Петровна - «Пиковая дама». Она действительно, как рассказывает Томский в повести А.С. Пушкина, «ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть «La Venus moscovite» (Московская Венера). Дочь П.Г. Чернышева, посланника при английском и французском дворах, Н. П. Голицына провела молодость за границей, участвовала в придворных вечерах. Н.П. Голицына была безмерно властолюбива и надменна. Как пишет А.С. Пушкин, «у себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо». В то же время Н.П. Голицына, по отзыву современников, была «великая мастерица устраивать свои дела», значительно увеличила со стояние семьи, и управление хозяйством Больших Вязем в большей мере подчинялось ей, чем владельцу усадьбы Б.В. Голицыну.

    7 апреля 1834 г., через месяц после опубликования повести, А. С. Пушкин записал в дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде - игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...» Н.П. Голицына пережила великого поэта всего на несколько месяцев. Она умерла в декабре 1837 г. в возрасте 97 лет.
    В близких отношениях с семьей Голицыных находился вы дающийся терапевт профессор М. Я. Мудров. Он часто про водил лето в Больших Вяземах. Мудров был одним из прославленных врачей Москвы и считался непревзойденным диагностом. Л.Н. Толстой пишет в «Войне и мире», что, посетив больную Наташу Ростову, «Мудров еще лучше определил болезнь», чем другие знаменитости Москвы.

    Большие Вяземы расположены на большой Смоленской дороге. По объяснению известного историка И.Е. Забелина, это название означает «вообще вязь или связь, союз одной местности с другою, или, вернее, одного пути с другим». Эта дорога исстари связывала Москву с Западом, по ней проезжали послы, торговые люди. В Больших Вяземах помещалась последняя ямская станция перед въездом в Москву. В пьесе «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н. Островский упоминает о пребывании здесь отца Марины Мнишек.
    По этой оживленной дороге каждое лето в годы юности проезжал А.И. Герцен. Рассказывая в «Былом и думах» о поездках в Васильевское, он вспоминает, как «в нескольких верстах от Вяземы князя Голицына дожидался васильевский староста, верхом, на опушке леса, и провожал проселком».

    Большие Вяземы связаны и с Н.В. Гоголем, который летом 1849 г. посетил жившего здесь профессора Московского университета С.П. Шевырева и читал ему первые главы второго тома «Мертвых душ».

    Волею судьбы селу Большие Вяземы, стоявшему на Смоленской дороге и включенному в состав одной из самых благоустроенных дворянских усадеб России, пришлось не однажды становиться свидетелем важнейших событий российской истории.

    «Останошный ям»

    Возникновение Больших Вязем связано с «регулярным» обустройством ямской службы при великом князе Московском Иване III Васильевиче. Впервые в подорожной Ивана III ямской стан упоминается в 1492 году. Учитывая, что он находился в семидесяти километрах за Можайском, некоторые историки предполагают, что Вязёмский стан к тому времени уже существовал. Особенно возросла его роль (в документах его называют «останошным», то есть последним перед Москвой — следующим пунктом было уже Дорогомилово, где высоких гостей торжественно встречали и провожали) в середине XVI столетия, когда — после возвращения Смоленска в 1514 году в состав России — основные контакты с Западом совершались как раз по Смоленскому тракту, на котором и стоял Вязёмский стан. Во всяком случае, начиная с 1520 года он постоянно упоминается в дипломатической переписке. Итак продолжается вплоть до 1590 года, когда Борис Годунов начал в Вяземах большое строительство.

    Уже простое перечисление знаменитых людей, бывавших в Больших Вяземах поражает воображение. Столь плотное сосредоточение исторической «массы» в одном месте, притом довольно-таки удаленном от древней русской столицы, удивительно и, надо думать, не случайно.

    Большие Вяземы в Смутное время

    Большие Вяземы получили статус царского села после восшествия Бориса Годунова на трон, но годуновскими они оставались недолго. Царствование Бориса, столь счастливо начавшееся, оказалось трагическим: оно стало «предисловием» к . Борис Федорович умер в 1605 году, когда войска спонсируемого поляками Лжедимитрия I уже вступили в пределы России. Самозванец, быстро вошедший в «роль» монарха, как бы унаследовал Вяземы, устроив здесь свою резиденцию.

    Сюда к своему жениху в 1606 году приехала Марина Мнишек. Она вела дневник, в котором отмечала:

    «2 Мая царица имела свой ночлег в Можайске, а пан Воевода в селении Вяземе... Это селение принадлежало умершему царю Борису. В нем есть дворец, довольно обширный, обнесенный палисадником и окопанный рвом с рогатками. Подле дворца каменная церковь, очень изрядная; иконы и подсвечники в ней богаты и прекрасной работы».

    Увы, свадьба, состоявшаяся несколькими днями позже, стала концом Лжедимитрия.

    В Вяземах самозванец запомнился устроенным им на масленицу 1606 года потешным боем. Русские бояре защищали в том «сражении» выстроенную рядом с храмом ледяную крепость; их противниками выступали поляки и немцы во главе с Лжедимитрием. Нападая, последние в снежки вкладывали камни и свинцовые пули — крепость, разумеется, была взята, а затаившие нешуточную обиду ее защитники — сильно поранены. Вообще, поляки в Вяземах особо не стеснялись, о чем свидетельствуют нанесенные ими на стены церкви многочисленные граффити, сохранившиеся по сию пору. После себя они оставили пепелище — в одном из тогдашних пожаров сгорел и дворец Бориса Годунова.

    В 1619 году, на излете Смуты, явился свидетелем торжественной встречи возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета (Романова), отца царя Михаила Федоровича, — много потерпевший и при Годунове, и при поляках архиерей сразу же по прибытии в Москву был поставлен Патриархом Московским.

    Большие Вяземы при Голицыных

    К этому времени Вяземы уже приписали к Дворцовому ведомству. Особенно любил местный храм , делавший в него богатые вклады. А бывал здесь Тишайший нередко — проездом в «царский» , что под Звенигородом. Любопытно, что традиция торжественных встреч в Вяземах продолжилась и при Алексее Михайловиче.

    В 1694 году Вяземы получили нового хозяина. Петр I пожаловал усадьбу своему воспитателю . Голицын, царев «дядька», считал своей главной вотчиной Дубровицы, однако немало он занимался и Вяземами: построил новый дворец (не там, где раскинулась нынешняя усадьба, а по другую сторону от храма), предпринял украшение церкви, пригласив для этого известных мастеров Оружейной палаты. Все они работали в манере — и работали превосходно. Созданные ими иконы после революции разошлись по музеям.

    Помимо всего прочего, Борис Голицын настоял на переосвящении Троицкой церкви — уже в документах 1702 года она значится как Спасо-Преображенская. Чем было вызвано это решение — не вполне понятно: возможно, в его основе лежали политические мотивы. «Преображенская» тема представлялась Петру I, заезжавшему в Вяземы дважды, весьма важной. Его сподвижникам — тоже.

    Правнук Петрова «дядьки» Николай Михайлович Голицын перенес усадьбу на новое место, тоже на берегу пруда, но по другую сторону от храма. Первыми здесь, на холме, появились флигели: в 1771 и 1772 годах. А в 1784 году были завершены последние работы в главном усадебном доме, спроектированном в модном «французском стиле», и голицынское имение приобрело современный вид. В этом доме в 1797 году Голицыны дали торжественный обед в честь Павла I, прибывшего в Москву на коронацию и не затруднившегося посетить все именитые московские семейства.

    В начале XIX столетия хозяином Вязем стал двоюродный племянник Николая Михайловича, Борис Владимирович Голицын, личность весьма примечательная: мыслитель, писатель, масон, боевой генерал и, в духе времени, бескорыстный искатель истины. Вместе с ним в вязёмский дом въехала его матушка — знаменитая придворная статс-дама Наталья Петровна Голицына, державшая в ежовых рукавицах своих сыновей и тогда, когда они достигли уже «степеней известных». Известна же она ныне, прежде всего, тем, что послужила прототипом старухи в пушкинской «Пиковой даме».

    Пушкину Вяземы были знакомы не понаслышке. С 1806 по 1811 год на лето его родители выезжали в имение Захарово, принадлежавшее бабушке будущего поэта. Своей церкви в Захарове не имелось — оно относилось к приходу вязёмского Спасо-Преображенского храма, и к обедне пушкинское семейство с отроком Александром ездило именно в Вяземы. Впрочем, были и другие дети. Тут не обошлось без трагедии. В 1807 году в Захарове умер младший брат Пушкина Николенька. Похоронили его в ограде Преображенского храма; могила эта сохранилась. Счастливое захаровско-вязёмское детство Пушкина кончилось с его поступлением в Царскосельский Лицей, а спустя год загремела гроза 1812 года.

    Вяземы и война 1812 года

    Война не обошла стороной усадьбу, стоявшую на главной «западной» дороге.

    Правда, все ценности Спасо-Преображенского храма удалось вывезти в Москву, на Басманную улицу, где у Н. П. Голицыной был дом, и закопать в землю — от пожара они, таким образом, не пострадали и спустя месяц, в октябре, вернулись в церковь. Выполнил эту трудоемкую работу настоятель храма отец Иоанн Емельянов, о чем позже была сделана подробная запись в церковной метрической книге — «в память потомкам».

    В самих же Вяземах с 29 по 31 августа, уже после Бородина, стоял со своим штабом. Сюда он приехал еще с мыслью о новом генеральном сражении под Москвой, о чем свидетельствуют написанные им в усадьбе письма; однако, узнав, что ожидаемое 180-тысячное подкрепление запаздывает, фельдмаршал решил сдать древнюю русскую столицу. В одном из флигелей в это время устроили лазарет, куда доставили смертельно раненного П. Багратиона.

    Уже на следующий день по оставлении Вязем русским штабом в усадьбу въехал Наполеон. Ночевал он чуть ли не в той же нижней библиотеке и на том же диване, что и Кутузов. Прибывшие с Наполеоном офицеры пребывали в восторге. Один из них записал тогда в своем дневнике:

    «Я сопровождал императора. Мы остановились... в жилище князя Голицына, находящемся на берегу озера... Это поистине настоящий замок».

    Впрочем, вели себя оккупанты, как варвары, — ничем не лучше поляков начала XVII века. Стены Преображенского храма «украсились» новыми признаниями в том, что тот или иной француз «был здесь».

    Борис Владимирович Голицын с началом войны поступил в армию в чине генерал-лейтенанта и в Бородинском сражении получил тяжелое ранение, которое в 1813 году свело его в могилу (по другим сведениям, он умер от воспаления легких; ранение же оказалось неопасным). Похоронили героя, согласно его просьбе, в северном приделе Спасо-Преображенского храма Больших Вязем, устроив в стене специальную нишу с бюстом почившего.

    Вяземы после этого отошли его брату Дмитрию Владимировичу.

    Перед разорением

    Существуют глухие указания на то, что в 1849 году в Вяземах читал главы второго тома «Мертвых душ» их автор, Николай Гоголь. Но как мог попасть писатель в голицынское имение? А очень просто; он дружил с профессором С. П. Шевыревым, который был женат на незаконнорожденной дочери Б. В. Голицына и часто живал в Вяземах, занимаясь богатейшим голицынским собранием книг и произведений искусства.

    Последний владелец Больших Вязем (с 1882 года), Дмитрий Борисович Голицын, много и с любовью занимался усадьбой. Не случайно именно Вяземы открыли в 1916 году серию «Русские усадьбы», став «героем» ее первого (и, к сожалению, единственного) выпуска.

    После революции

    После 1917 года в усадьбе Голицыных последовательно располагались: колония для беспризорников, санаторий для старых большевиков, школа парашютистов, танковое училище, эвакогоспиталь (во время Великой Отечественной войны), Институт коневодства (любимое детище маршала Семена Буденного!), Московский полиграфический институт, ВНИИ фитопатологии и, наконец, музей.

    Можно себе представить, какая вакханалия непрерывной «перестройки» здесь разыгралась.